Эмоционально - личностные проблемы у дошкольников
Вы здесь
УПРЯМСТВО, КАПРИЗЫ, НЕПОСЛУШАНИЕ, ДУХ ПРОТИВОРЕЧИЯ
Как только ребенок начинает капризничать, обнимите его, уверьте в своей любви и постарайтесь отвлечь от каприза.
- Если не удалось это сделать, оставьте его в покое, не обращайте на него внимание, не принимайте в этой сцене участия.
- Если ребенку когда-то удалось добиться своего с помощью каприза, он будет прибегать к этому способу все чаще и чаще.
- Когда ребенок успокоится, ласково поговорите с ним. Скажите ему, как вас огорчило его поведение, выразите уверенность, что в дальнейшем он будет вести себя лучше.
- Дети не умеют управлять ни своим возмущением, ни чувством вины. Поэтому нельзя проявлять после истерики ребенка недовольство, ругать и упрекать его, грозить наказанием, а лучше сказать ему, что он уже достаточно наказал самого себя, и показать, что, несмотря ни на что, вы его любите.
- Ребенок гораздо охотнее примет указания, советы и будет следовать им, если будет совершенно уверен в том, что его любят безусловной любовью, если поверит в доброе отношение к себе.
- Постарайтесь поменьше читать мораль, устанавливать запреты, указывать, наказывать, давить и побольше проявляйте тепла, снисходительности, даже ценой некоторых компромиссов.
НЕГАТИВИСТИЧЕСКАЯ ДЕМОНСТРАЦИЯ ПОВЕДЕНИЯ.
Подобное поведение обусловлено нарушением отношения с взрослыми. Для таких детей характерна демонстративность в сочетании с переживанием дефицита общения, внимания, высоких оценок. Рекомендуется четкое распределение, регуляция родительского и воспитательного внимания к ребенку по формуле: «уделять ему внимание не тогда, когда он «плохой», а когда он хороший». Главное – замечать ребенка именно в те минуты, когда он незаметен, когда не выкидывает никаких «фокусов», чтобы привлечь к себе внимание. А в случае «фокусов» - свести все замечания к минимуму, и в первую очередь свести к минимуму эмоциональность реакций на его поведение, так как именно эмоциональности ребенок и добивается от взрослых своими выходками. Основная рекомендация: открытое, доверительное общение в те минуты, когда ребенок спокоен, уравновешен, делает то, что надо (или, по крайней мере, то, что можно).
АГРЕССИВНОСТЬ.
- Перевести физическую агрессию в другой, более безобидный вид.
- Позволить ребенку яростно рвать бумагу, резать пластилин, совершать безобидные разрушительные действия, которые в приступе агрессии ребенок может делать долго и с наслаждением. После этого полезны игры с песком и водой.
- Увеличить количество водных процедур (но вода не должна быть горячей, т.к. горячая вода возбуждает еще больше).
- Одно ласковое слово может снять озлобление ребенка. Нужно, чтобы он чувствовал себя принятым и любимым, нужно понять истинные причины протеста и сопротивления и исключить их. Помните, за агрессией стоит ощущение не безопасности, угрозы внешнего мира.
ГИПЕРАКТИВНОСТЬ.
ПОВЫШЕННАЯ ДВИГАТЕЛЬНАЯ ВОЗБУДИМОСТЬ.
Если ребенок чрезмерно подвижен, если у него часто меняется настроение, если он страдает энурезом, грызет ногти, сосет палец, плохо спит – все это признаки нервного напряжения. Причины:
- Неблагоприятная обстановка в семье, чрезмерная требовательность, строгость, принципиальность родителей или других взрослых, их грубость, непоследовательность поведения.
- Грубые родовспомогательные процедуры, родовая травма, раннее повреждение головного мозга.
- Реакция детей на запреты лазать, бегать, прыгать, переходящая в тревожное состояние.
Окрики, одергивание, недовольство и раздражительность взрослых в такие минуты, попытки утихомирить ребенка дают прямо противоположный эффект, так как это как раз те меры, которые вызывают у ребенка желание двигаться еще больше. Лучший способ – срочно найти какое-нибудь занятие, связанное с движением, игру, требующую больших физических усилий, так как чрезмерной подвижностью ребенок пытается разрядить нервное усилие.
В общении с такими детьми нужно сочетать твердость и последовательность с теплотой и доброжелательностью.
РОБОСТЬ, ТРЕВОЖНОСТЬ, ОТГОРОЖЕННОСТЬ, БАРЬЕРЫ В ОБЩЕНИЕ.
Найдите любую область реальных успехов ребенка и подчеркнуто выделяете их. Найдите ту деятельность, в которой ребенок успешен, может самореализоваться, самоутвердиться, обрести утраченную веру в себя.
- Исключить оценки в сфере неуспеха. Не раздражайтесь на медлительность.
- Не делайте за ребенка то, что он в силах сделать сам.
- Привлекай те к играм, которые развивают сноровку, ловкость, быстроту реакции. При этом не принуждайте его к участию в соревнованиях, неудачи могут отпугнуть его от физкультуры. Полезны физическая зарядка, шуточные, подвижные игры.
- Развивайте самостоятельность и инициативу. Так как активность таких детей невысока, и они склонны делать то, что им предложат, используйте коллективные игры. По чаще предлагайте ребенку выполнение ролей, требующих принятия каких-либо решений, активного речевого общения с другими детьми (например, роль капитана корабля, врача и т. п.). Приобщайте ребенка к частым выступлениям перед детской аудиторией (чтением стихов, роли в спектакле, танцевальные игры).
- Оказывайте эмоциональную поддержку. Это снимет у ребенка чувство тревоги перед взрослыми и детьми и позволит ему свободно проявлять свое собственное «Я».
- Очень много зависит от родителей: если ребенок будет уверен в их любви и поддержке, если дом будет для него безопасным островом, а родители, независимо от его успехов, будут продолжать верить в него – он почувствует себя спокойнее и с другими людьми.
ЭГОИЗМ, ЖАДНОСТЬ.
Эгоизм связан с избалованностью, лишением любви и заботы. Жестокость и равнодушие к ребенку приводят к враждебному, недоверчивому отношению к людям, он замыкается в себе, растет тревожным, агрессивным, трудным в общении. Ребенок будет неверно расценивать обладание вещами, и станет эгоистом в том случае, когда его уверенности в себе будет угрожать потеря родительской любви. Он может иметь бесконечное множество игрушек и быть при этом недоверчивым эгоистом.
Нужно отличать избалованных детей и детей лишенных родительской любви.
Дети потребители – учить считать с нуждами других, доброте, отзывчивости, делиться (поровну между всеми членами семьи).
Травмированные дети – открыть мир добрых отношений, ему необходимо пережить успех, получить одобрение.