Росинка МБДОУ "Центр развития ребенка - детский сад №90" г. Муром
A
A
A
Слабовидящим
Слабовидящим
Обычный вид

Развиваем психические процессы у детей

Вы здесь

"Развиваем психические процессы у детей"

 Используйте задания, требующие довольно длительного сосредоточения: нарисовать город, построить сложный мост, прослушать и пересказать сказку.

  1. Упражнение: в газете, в старой книге на одной из страниц зачеркивать карандашом все буквы «а», стараясь не пропускать их (задание постепенно можно усложнить, попросив ребенка зачеркнуть все буквы «а», обвести в кружок все буквы «к», подчеркнуть все буквы «о»).
  2. Используйте дидактические игры с четко выраженными правилами.
  3. Перед выполнением задания (поручения) вместе с ребенком разработайте план действий: можно выполнять постройки из конструкторов, рисунки, аппликации, поделки, форму которых вы задаете словесно или с помощью схемы.
  4. Тренируйте ребенка в пересказе рассказов, сказок по схематическому плану, составленному вами.
  5. Предлагайте:

-  повторять слова, цифры, предложения, сказанные вами;

-  неоконченные фразы, которые нужно закончить;

-  вопросы, на которые необходимо ответить.

  1. Учите сравнивать, анализировать образец и результаты своей или чужой работы, находить и исправлять ошибки.
  2. На уроках в школе от ребенка потребуется быстрое переключение внимания с одного вида деятельности на другой. Это свойство внимания можно сформировать с помощью двигательных упражнений. Ребенок должен начинать, выполнять свой действия по команде взрослого, быстро переходя от одного вида движений к другому: прыгать, останавливаться, шагать и т.д.

 ПАМЯТЬ

 При объяснении детям нового материала и при повторении уже знакомого сочетайте словесное объяснение с показом натуры или с изображением тех предметов или явлений, о которых идет речь, используйте рисунки, таблицы, схемы.

  1. К детям с недостаточно хорошо развитой слуховой памятью необходима опора не только на слух, но и на другие органы чувств (зрение, обоняние, осязание).
  2. Для улучшения процесса памяти воспитывайте у детей приемы осмысленного запоминания и припоминания, умения:

-  анализировать, выделять в предметах определенные связи, признаки, сравнивать предметы и явления между собой, находить в них сходства и различия;

-  осуществлять обобщения, объединять различные предметы по каким-то общим признакам;

-  классифицировать предметы и явления на основе обобщения;

-  устанавливать смысловые связи между предъявленными для заучивания объектами и окружающими предметами.

 МЫШЛЕНИЕ и РЕЧЬ

             Мыслительный процесс состоит из ряда операций. Наиболее распространенные: анализ, синтез, аналогия, сравнение, обобщение, классификация. Чаще всего многие из них не осознаются. Поэтому для того, чтобы ребенок активно владел умственными операциями, их надо довести до уровня осознания и специально обучить им.

  1. Используйте упражнения на:

-  сравнение пары предметов или явлений – нахождение сходства и различия между ними;

-  классификацию, обобщение предметов по общим признакам;

-  нахождение «лишнего» слова или изображения, не связанного общим признаком с остальными;

-  складывание целого из частей (разрезные картинки);

-  последовательное раскладывание картинок и составление рассказа по ним;

-  осознание закономерностей (рассмотреть орнамент, узор, продолжить его;

-  задания на сообразительность, логические рассуждения и т.д.

  1. занятия по рисованию, лепке, изготовлению различных поделок должны не только включать копирование образца и обработку отдельных графических навыков, но и развивать умение планомерно исследовать предметы, фантазировать, воображать.
  2. Расширяйте кругозор детей, их основные представления о природных, социальных явлениях, накапливайте у детей знания и впечатления, обсуждая с ними прочитанные книжки, анализируя поведение людей.
  3. В целях развития речи:

-  после чтения вслух сказок, рассказов попросите ребенка пересказать услышанное, ответить на вопросы, задать свои;

-  развивайте у детей умение строить рассказ по картинке, заданному плану, заданной теме;

-  упражняйте детей в построении выводов, рассуждений, умозаключений;

-  учите детей доказывать своё мнение, выражать его.

  1. На занятии должен звучать не монолог воспитателя или родителя, а диалог с ребенком или группой детей.

 МЕЛКАЯ   МОТОРИКА

               Развитие мелкой моторики находится в тесной связи с развитием речи и мышлением ребенка. Поэтому упражнения нужно делать ежедневно:

  1. Катать по очереди каждым пальцем камешки, бусины, шарики.
  2. Лепить из пластилина, глины, разминать пальцами пластилин.
  3. Запускать пальцами мелкие волчки.
  4. Сжимать и разжимать кулачки, при этом можно представлять, как будто кулачок – бутончик цветка (утром он проснулся и раскрылся, а вечером заснул, – закрылся, спрятался).
  5. Делать мягкие кулачки, которые легко разжать и в которые взрослый может просунуть свои палицы, и крепкие, которые не разожмешь.
  6. Показывать отдельно только один палец – указательный, затем два – указательный и средний, далее три, четыре и пять.
  7. Двумя пальцами руки (указательным и средним) «ходить» по столу: сначала медленно, как будто кто-то крадется, а потом быстро, как будто бежит (упражнение проводиться сначала правой рукой, а затем левой).
  8. Показывать только один большой палец отдельно.
  9. Барабанить всеми пальцами обеих рук по столу.
  10. Махать в воздухе только пальцами.
  11. Кистями рук делать «фонарики».
  12. Хлопать в ладоши тихо и громко в разном темпе.
  13. Собирать все пальчики в щепотку (пальчики собрались вместе – разбежались).
  14. Нанизывать крупные пуговицы, бусины, шарики на нитку.
  15. Наматывать тонкую проволоку в цветной оболочке или нитки на катушку, на собственный палец (получается колечко или спираль).
  16. Завязывать узлы на толстой веревке, шнуре.
  17. Застегивать пуговицы, крючки, молнии, кнопки, замочки, закручивать крышки, заводить механические игрушки.
  18. Полезны занятия конструктором, рисованием.