Развиваем психические процессы у детей
Вы здесь
"Развиваем психические процессы у детей"
Используйте задания, требующие довольно длительного сосредоточения: нарисовать город, построить сложный мост, прослушать и пересказать сказку.
- Упражнение: в газете, в старой книге на одной из страниц зачеркивать карандашом все буквы «а», стараясь не пропускать их (задание постепенно можно усложнить, попросив ребенка зачеркнуть все буквы «а», обвести в кружок все буквы «к», подчеркнуть все буквы «о»).
- Используйте дидактические игры с четко выраженными правилами.
- Перед выполнением задания (поручения) вместе с ребенком разработайте план действий: можно выполнять постройки из конструкторов, рисунки, аппликации, поделки, форму которых вы задаете словесно или с помощью схемы.
- Тренируйте ребенка в пересказе рассказов, сказок по схематическому плану, составленному вами.
- Предлагайте:
- повторять слова, цифры, предложения, сказанные вами;
- неоконченные фразы, которые нужно закончить;
- вопросы, на которые необходимо ответить.
- Учите сравнивать, анализировать образец и результаты своей или чужой работы, находить и исправлять ошибки.
- На уроках в школе от ребенка потребуется быстрое переключение внимания с одного вида деятельности на другой. Это свойство внимания можно сформировать с помощью двигательных упражнений. Ребенок должен начинать, выполнять свой действия по команде взрослого, быстро переходя от одного вида движений к другому: прыгать, останавливаться, шагать и т.д.
ПАМЯТЬ
При объяснении детям нового материала и при повторении уже знакомого сочетайте словесное объяснение с показом натуры или с изображением тех предметов или явлений, о которых идет речь, используйте рисунки, таблицы, схемы.
- К детям с недостаточно хорошо развитой слуховой памятью необходима опора не только на слух, но и на другие органы чувств (зрение, обоняние, осязание).
- Для улучшения процесса памяти воспитывайте у детей приемы осмысленного запоминания и припоминания, умения:
- анализировать, выделять в предметах определенные связи, признаки, сравнивать предметы и явления между собой, находить в них сходства и различия;
- осуществлять обобщения, объединять различные предметы по каким-то общим признакам;
- классифицировать предметы и явления на основе обобщения;
- устанавливать смысловые связи между предъявленными для заучивания объектами и окружающими предметами.
МЫШЛЕНИЕ и РЕЧЬ
Мыслительный процесс состоит из ряда операций. Наиболее распространенные: анализ, синтез, аналогия, сравнение, обобщение, классификация. Чаще всего многие из них не осознаются. Поэтому для того, чтобы ребенок активно владел умственными операциями, их надо довести до уровня осознания и специально обучить им.
- Используйте упражнения на:
- сравнение пары предметов или явлений – нахождение сходства и различия между ними;
- классификацию, обобщение предметов по общим признакам;
- нахождение «лишнего» слова или изображения, не связанного общим признаком с остальными;
- складывание целого из частей (разрезные картинки);
- последовательное раскладывание картинок и составление рассказа по ним;
- осознание закономерностей (рассмотреть орнамент, узор, продолжить его;
- задания на сообразительность, логические рассуждения и т.д.
- занятия по рисованию, лепке, изготовлению различных поделок должны не только включать копирование образца и обработку отдельных графических навыков, но и развивать умение планомерно исследовать предметы, фантазировать, воображать.
- Расширяйте кругозор детей, их основные представления о природных, социальных явлениях, накапливайте у детей знания и впечатления, обсуждая с ними прочитанные книжки, анализируя поведение людей.
- В целях развития речи:
- после чтения вслух сказок, рассказов попросите ребенка пересказать услышанное, ответить на вопросы, задать свои;
- развивайте у детей умение строить рассказ по картинке, заданному плану, заданной теме;
- упражняйте детей в построении выводов, рассуждений, умозаключений;
- учите детей доказывать своё мнение, выражать его.
- На занятии должен звучать не монолог воспитателя или родителя, а диалог с ребенком или группой детей.
МЕЛКАЯ МОТОРИКА
Развитие мелкой моторики находится в тесной связи с развитием речи и мышлением ребенка. Поэтому упражнения нужно делать ежедневно:
- Катать по очереди каждым пальцем камешки, бусины, шарики.
- Лепить из пластилина, глины, разминать пальцами пластилин.
- Запускать пальцами мелкие волчки.
- Сжимать и разжимать кулачки, при этом можно представлять, как будто кулачок – бутончик цветка (утром он проснулся и раскрылся, а вечером заснул, – закрылся, спрятался).
- Делать мягкие кулачки, которые легко разжать и в которые взрослый может просунуть свои палицы, и крепкие, которые не разожмешь.
- Показывать отдельно только один палец – указательный, затем два – указательный и средний, далее три, четыре и пять.
- Двумя пальцами руки (указательным и средним) «ходить» по столу: сначала медленно, как будто кто-то крадется, а потом быстро, как будто бежит (упражнение проводиться сначала правой рукой, а затем левой).
- Показывать только один большой палец отдельно.
- Барабанить всеми пальцами обеих рук по столу.
- Махать в воздухе только пальцами.
- Кистями рук делать «фонарики».
- Хлопать в ладоши тихо и громко в разном темпе.
- Собирать все пальчики в щепотку (пальчики собрались вместе – разбежались).
- Нанизывать крупные пуговицы, бусины, шарики на нитку.
- Наматывать тонкую проволоку в цветной оболочке или нитки на катушку, на собственный палец (получается колечко или спираль).
- Завязывать узлы на толстой веревке, шнуре.
- Застегивать пуговицы, крючки, молнии, кнопки, замочки, закручивать крышки, заводить механические игрушки.
- Полезны занятия конструктором, рисованием.