Росинка МБДОУ "Центр развития ребенка - детский сад №90" г. Муром
A
A
A
Слабовидящим
Слабовидящим
Обычный вид

Сухой бассейн в ДОО. В чем польза?

Вы здесь

СУХОЙ БАССЕЙН: ЗАКАЛИВАНИЕ, ПРОФИЛАКТИКА, РАЗВИТИЕ УМСТВЕННЫХ СПОСОБНОСТЕЙ

Хорошо, когда в детском саду есть бассейн. А если еще и «сухой бассейн» - это двойная радость для детей. Большая мягкая емкость, наполненная множеством разноцветных пластмассовых шариков, дает прекрасный оздоровительный эффект. «Плавая» в бассейне, наполненном упругими разноцветными шариками, дети испытывают огромное удовольствие.

Игры - занятия в «сухом» бассейне, во-первых, показаны всем, во вторых без ограничения возраста.

Во время игр-занятий в «сухом» бассейне происходит массажный, сенсорный, закаливающий, тренировочный и расслабляющий эффект.

Играя с ребенком, педагог проводит оздоровительную  гимнастику, которая позволяет тренировать мышцы туловища и конечностей, отрабатывать методику безопасного падения, тренировать функцию равновесия, выполнять упражнения на сопротивление в вязкой среде бассейна, выполнять упражнения на расслабление.

Детям, у которых есть нарушения осанки, заболевания опорно-двигательного аппарата, нарушения функций  позвоночника, заболевания нервной системы, вегетососудистой дистонии, гипотонии, при неврозах, с ДЦП, в восстановительный период после травм занятия пойдут на пользу.

Все игры-занятия в «сухом» бассейне проводятся под непос-

редственным наблюдением и руководством взрослого (воспитателя, инструктора по физической культуре, педагога-психолога  и других специалистов).

Во время «плаванья» в таком бассейне ребенок получает общий массаж тела вовсе без массажиста, необходимость удерживать свое тело на поверхности постоянно ускользающих «волн» - шариков побуждает малыша координировать движения, при этом успешнее развивается костно-мышечный аппарат.

 Предлагаются  следующие игры-упражнения.

«Воронки». Цель: Массаж и развитие координации верхних конечностей. И.П.: дети стоят на коленях вокруг бассейна: опускают в бассейн правую руку и делают вращательные движения, затем те же действия повторяют левой рукой; опускают обе руки в бассейн и одновременно делают вращательные движения: встречные; расходящиеся; в правую сторону; в левую сторону.

«Ныряем». Цель: массаж шейных мышц. И.П.: ноги на полу перед

бассейном, руки в упоре в бассейне: достаем головой дно бассейна (обязательная страховка).

«Перекат». Цель: массаж и координация работы позвоночника.

И.п. ребенок лежит на бортике бассейна, руки вытянуты: малыш скатывается с бортика в горизонтальном положении и перекатами добирается до противоположного бортика.

«Ловкие ноги». Цель: развитие координации ножных мышц.

Дети сидят на бортиках бассейна и стараются ногами поднять шарики.

Усложнение: поднять только шарики указанного цвета или же определенное количество шариков.

«Не замочи рук». Цель: развитие динамической и статической координации. И. п.: обычная стойка в бассейне. Разное положение рук: на голове, за головой, за спиной, согнуты в локтевых суставах и обхвачены ладошками; ребенок проходит из одного угла бассейна в другой, обходит бассейн по кругу.

«Уголки». Цель: развитие динамической и статической координации. Четверо детей стоят по углам бассейна, один - в центре. Дети перебегают из угла в угол, меняясь местами, а водящий (в центре) старается занять чье-то освободившееся место. Тот, чей угол занял водящий, становится в центр, и игра продолжается. Усложнение: не касаться руками бассейна или же держать руки определенным образом: за головой, на плечах и т. п.

«Кто больше?». Цель: развитие цветовосприятия и ловкости. Воспитатель дает задание: набрать и удержать в руках как  можно

больше шаров. Усложнение: собирать только шарики определенного цвета.

«Найди по описанию». Цель: развитие воображения и тактильных ощущений, умения обследовать предмет. Воспитатель показывает детям предметы, а затем раскладывает их на дне бассейна. Дети отыскивают указанный предмет. Усложнение: педагог не показывает предмет, который нужно найти, а дает его словесное описание; дети не видят, куда взрослый прячет предметы.

Для общего массажа: произвольное "купание".

Таким образом, использование «сухого» бассейна способствует улучшению деятельности сердечнососудистой системы, центральной нервной системы, усиливает кровообращение, положительно влияет на органы дыхания, улучшает деятельность опорно-двигательного аппарата, активизирует течение обменных процессов, эффект закаливания, происходит нормализация массы тела, благотворное воздействие.

Рекомендации по проведению игр - занятий в «сухом бассейне»:

• игры-занятия лучше проводить в игровой форме,  индивидуально или небольшой подгруппой;

• обстановка во время занятий должна быть эмоционально комфортной и вызывать у ребенка интерес;

• игры и упражнения следует подбирать с учетом возможностей малыша;

• продолжительность занятия — 10-20 мин (в зависимости от возраста); частота — один раз в неделю.

Однако механизм воздействия сухого бассейна гораздо разнообразнее.

Помимо оздоравливающего и профилактического воздействия на организм ребенка, игры в «сухом» бассейне важны и для его психо-эмоционального состояния. Дети испытывают необыкновенное удовольствие и радость, погружаясь в безопасные «волны» бассейна и резвясь среди множества ярких шаров.

Большинству наших детей свойственно нарушение равновесия и подвижности между процессами возбуждения и торможения, повышенное эмоциональное и двигательное беспокойство, очень хорошо использовать следующие игры и упражнения:

«Облака», «Солнечный зайчик», «Пчелка», «Бабочка», «Качели». Цель: Снятие психо-эмоционального напряжения, мышечная релаксация по представлению, снижение двигательного тонуса, регуляция дыхания.

«Поздоровайся». Цель: развитие тактильных ощущений и коммуникативных качеств. Дети сидят вокруг бассейна и по заданию воспитателя здороваются друг с другом под «водой». Дети сидят в бассейне полукругом, руки закрыты до плеч в скоплении шариков. Входящий должен поздороваться за руку с определенным человеком под «водой».

«Найди по описанию», «Отгадай, где спрятано». Цель: развитие

тактильной ориентировки и способность действовать по словесной инструкции, развитие воображения, умения обследовать предмет.

«Достань со дна бассейна». Цель: развитие тактильных ощущений и мелкой моторики. Прячем на дне бассейна один или несколько предметов и просим ребят найти их. Условия: прячем более мелкие предметы, а количество  играющих уменьшаем.

«Кого поймали?». Цель: развитие наглядно-образного мышления и тактильных ощущений. Дети сидят полукругом на бортике бассейна, ноги под «водой». Ведущий находит чью-либо ногу и отгадывает, кого именно он поймал. Усложнение: ноги детей переплетены.

«Сова», «Тянем-потянем», «Слон». Цель: активизация, настрой на работу.

«Кнопки мозга». Цель: повышение энергии тела.

«Жили-были ежики». Цель: развитие мелкой моторики.

«Подбери шарик по цвету». Цель: развитие цветового восприятия, зрительного анализатора, развитие элементов логического мышления (операция сравнения).

«Сухой бассейн» очень хорошо использовать в адаптационный период малышей раннего возраста: из знакомой семейной обстановки он попадает в новые для него условия, что неизбежно влечет за собой изменение поведенческих реакций ребенка, а также расстройство сна и аппетита.  Игры и упражнения в сухом бассейне помогают улучшить самочувствие и эмоциональное состояние детей.

 «Сухой бассейн» рекомендуется  использовать  и в Службе ранней помощи, работая с детьми раннего возраста вместе с родителями.

Игры удовлетворяют потребность ребенка в гармоничных движениях, стимулируют его поисковую и творческую активность, снижают уровень психо-эмоционального напряжения. Способствуют снижению двигательного тонуса, регулируют мышечное напряжение. Развивают пространственное восприятие и тактильную чувствительность. Способствуют отработке у детей хватательного рефлекса и скоординированного броска.

Особое внимание следует обратить на  использование элементов кинезотерапии в «сухом бассейне».

Кинезиология - наука о развитии умственных способностей через определенные двигательные упражнения. Эти упражнения позволяют создать новые нейронные сети и улучшить межполушарное взаимодействие, которое является основой развития интеллекта.

«Перекрестная ходьба». Цель: Интеграция работы полушарий мозга. Развитие координации и ориентации в пространстве.

«Рокер» (ленивые восьмерки ногами). Цель: Снятие напряжения, активизация мозговых процессов.

Быть здоровым – это естественное желание человека. Каждый взрослый мечтает быть здоровым. Дети, к сожалению, не думают об этом.  Обязанность педагога -  помочь ребёнку осознать, что нет ничего прекраснее здоровья. Здоровый и духовно развитый человек счастлив: он отлично себя чувствует, получает удовлетворение от своей работы, стремится к самосовершенствованию.