Росинка МБДОУ "Центр развития ребенка - детский сад №90" г. Муром
A
A
A
Слабовидящим
Слабовидящим
Обычный вид

Саморегуляция поведения дошкольника.

Вы здесь

Саморегуляция поведения дошкольника.

Воля и произвольность являются важнейшими качествами личности человека. Вряд ли найдётся родитель или учитель, который бы не стремился воспитать эти качества у своих детей. Все мы хотели бы видеть своих воспитанников волевыми, настойчивыми, целеустремлёнными и пр. Именно эти качества делают человека свободным и сознательным субъектом собственной жизнедеятельности. Именно они позволяют ставить цели и добиваться своего. Можно полагать, что становление воли и произвольности является магистральной линией развития личности ребёнка.
Саморегуляция - процесс управления человеком собственными психологическими и физиологическими состояниями, а также поступками .

Почти все авторы, исследующие психологическую готовность к школе, уделяют произвольной саморегуляции особое внимание. Л.И.Божович считала, что одной из предпосылок к школьному обучению является возникающее к концу дошкольного возраста умение ребёнка соподчинять мотивы своего поведения и деятельности. Д.Б.Эльконин в качестве предпосылок, необходимых для успешного овладения учебной деятельностью, рассматривал умения ребёнка, возникающие на основе произвольной регуляции действий:
• умение внимательно слушать говорящего и точно выполнять задания, предлагаемые в устной форме;
•умение ориентироваться на заданную систему требований;
•умение детей сознательно подчинять свои действия правилу, обобщённо определяющему способ действия;
•умение самостоятельно выполнять требуемое задание по зрительно воспринимаемому образцу.

Методика «Домик» Н.И. Гуткиной.
Методика служит для диагностики уровня развития произвольной сферы и может использоваться при определении готовности детей к школьному обучению. Рассчитана на детей 5-10 лет. Методика представляет собой задание на срисовывание картинки, изоб-ражающей домик, отдельные детали которого составлены из элементов прописных букв. Задание позволяет выявить: умение ребенка ориентироваться в своей работе на образец; умение скопировать его. Эти умения предполагают определенный уровень развития произвольного внимания; пространственного восприятия; сенсомоторной координации и тонкой моторики руки. Перед ребенком кладется лист с "домиком". Педагог обращается к ребенку: "Не торопись, будь внимателен, постарайся, чтобы рисунок был точно такой же, как этот образец. Если ты что-то не так нарисуешь, то стирать ластиком нельзя. Надо поверх неправильного рисунка или рядом правильно нарисовать. Тебе понятно задание? Тогда приступай к работе".

Методика «Точки» Керна—Йерасека
Этот тест обладает рядом существенных достоинств для первоначального обследования детей: не требует продолжительного времени для проведения; может быть использован как для индивидуальных, так и для групповых обследований; имеет нормативы, разработанные на большой выборке; не требует специальных средств и условий для проведения. Задания срисовывание письменных букв и срисовывание группы точек выявляет умение ребят воспроизводить образец. Эти задания также
позволяют определить, может ли ребенок работать не которое время сосредоточенно, не отвлекаясь, умеет ли контролировать свою деятельность и самостоятельно работать. Все три задания направлены на определение развития тонкой моторике руки и координации зрения и движений руки, эти умения необходимы в школе для овладения письменности.
Также тест позволяет выявить (в общих чертах) интеллект развития ребенка. Краткое описание теста: Ориентировочный тест школьной зрелости Я. Йерасека является модификацией теста А. Керна. Тест состоит из трех заданий: рисование мужской фигуры по представлению, подражание письменным буквам, срисовывание группы точек. Для этого каждому ребенку раздаются листы бумаги с представленными образцами выполнения второго и третьего задания. Все три задания предъявляют требования в плане тонкой моторики руки. Инструкция к заданию 3: «Посмотри, здесь нарисованы точки. Попробуй и нарисуй здесь, рядом, такие же».

Методика «Рисование флажков» Инструкция: «Смотри, на этом листочке нарисованы цветные флажки. У тебя он такой же, а вот цветные карандаши. Нарисуй на своем листочке точно такие же флажки, как здесь. Посмотри внимательно на мою работу и делай точно то же. Можешь смотреть на нее и во время рисования, я ее убирать не буду. Рисуй до тех пор, пока я не скажу: «Достаточно, положи карандаш». А теперь рисуй!». Краткое описание теста Ребенку предлагается рассмотреть образец задания: на двойном тетрадном листе с разлиновкой в клеточку нарисованы цветные флажки с соблюдением следующих правил: 1) ножка флажка занимает три клеточки, флажок - две, 2) расстояние между соседними флажками - две клеточки, 3) расстояние между строчками - две клеточки, 4) флажки нарисованы при чередовании красного и зеленого цвета, 5) ножка у флажка коричневая.