Росинка МБДОУ "Центр развития ребенка - детский сад №90" г. Муром
A
A
A
Слабовидящим
Слабовидящим
Обычный вид

"Развитие у дошкольников целенаправленности и саморегуляции в двигательной сфере".

Вы здесь

"Развитие у дошкольников целенаправленности и саморегуляции в двигательной сфере".

Дошкольный возраст - период интенсивного формирования всех органов и систем организма. Именно в дошкольном детстве формируются те двигательные качества, навыки и умения ребенка, которые служат основой его нормального физического и психического развития.
Н. А. Бернштейн писал: «Психика формируется в движении». Трудно переоценить роль движений в жизни человека. Двигательный анализатор имеет обширные связи со всеми структурами центральной нервной системы, принимает участие в их деятельности и имеет огромное значение в развитии функций мозга. Нормальное сенсомоторное развитие составляет фундамент всего психического развития ребенка и является тем базисом, над которым надстраивается вся совокупность высших психических функций.
Одной из задач образовательной области «Физическое развитие» является задача становления целенаправленности и саморегуляции в двигательной сфере».
Как же реализовать данную задачу в условиях дошкольного учреждения?
Саморегуляция – процесс управления человеком собственными психологическими и физиологическими состояниями, а также поступками.
Развитие саморегуляции – одна из центральных линий развития детей. Разнообразие видов деятельности, которые осваивает дошкольник, объединяет одно – в них формируется важнейшее личностное новообразование этого возраста – произвольная регуляция поведения и деятельности, способность к самоконтролю.
Саморегуляция реализуется в индивидуальной форме, зависит от конкретных условий, от особенностей нервной деятельности и от личностных качеств ребенка.
Формирование саморегуляции – ложный и длительный процесс, который реализуется на протяжении всего дошкольного возраста.
В нем задействованы три пути формирования, каждый из которых имеет особое назначение. Так
1.Общение со взрослым прежде всего, позволяет ребенку обрести тот значимый для него личностный смысл, который помогает регулировать текущую деятельность
2.Игровая деятельность. Игра, и в первую очередь игра по правилам, способствует формированию опыта и умения управлять собой в соответствии с установленными нормами.
3.Специальные психогимнастические упражнения, которые позволяют тренировать умения осознавать и контролировать двигательную и эмоциональную сферы ребенка. Занятия психогимнастикой показаны детям с чрезмерной утомляемостью, истощаемостью, непоседливостью, вспыльчивым, замкнутым, с неврозами, нарушениями характера, легкими задержками психического развития и другими нервно-психическими расстройствами, находящимися на границе здоровья и болезни.
Для того чтобы самому научиться контролировать свои движения, ребенок должен овладеть следующими умениями:
1. произвольно направлять свое внимание на мышцы, участвующие в движении;
2. различать и сравнивать мышечные ощущения;
3. определять соответствующий характер ощущений («напряжение-расслабление», «тяжесть-легкость».) характеру движений, сопровождаемых этими ощущениями («сила-слабость», «резкость-плавность», «темп и ритм»)
4. менять характер движений, опираясь на контроль своих ощущений.
Первые три умения можно с успехом тренировать у любого ребенка, четвертое во многом зависит от природной одаренности – точного мышечного чувства, моторной ловкости.
Здесь можно помочь, используя механизм функционального психофизи¬ческого единства: например, мы предлагаем ребенку представить себя тон¬ким, гибким, молодым деревцем, которое стоит на пригорке, подставив свои ветки и листики солнышку, и покачивается во все стороны от ласкового, свежего ветерка - и ребенок сделает плавные наклоны в стороны гораздо легче и выразительнее, чем если бы он просто повторял эти движения за вами. Таким образом, адекватные образы фантазии и яркие эмоции позволяют сделать движение более точным и правильным.
Поскольку двигательные, психомоторные функции у дошкольников являются наиболее развитыми, то в развитии других психических функций естественно опираться на движение. Таким образом, ребенок может получить опыт управления своими эмоциями посредством ярких образов фантазии и двигательной активности.
Приведу примеры:
- использования в работе различных форм и методов, соответствующих возрастным и индивидуальным особенностям детей:
• подвижные игры с правилами;
• игровые упражнения, игровые ситуации;
• соревнования, досуги;
• спортивные игры и упражнения;
• спортивные праздники;
• гимнастика (утренняя и пробуждения);
-поддержка взрослыми положительного, доброжелательного отношения детей друг к другу и взаимодействия детей друг с другом в разных видах деятельности:
• групповая и подгрупповая работа;
• командные игры;
-возможность выбора детьми материалов, видов активности, участников совместной деятельности и общения;
• вариативность предлагаемой педагогом деятельности: возможность выбора игры («Мышеловка», «Успей пробежать» и тр.);
• возможность выбора атрибутов для игры («Ловишки» с ленточками, «Ловишки» с мячом и др.).
Наиболее важное место в саморегуляции занимают специальные упражнения на расслабления мышц, упражнения на дыхание, массаж, растяжки.
Основными упражнениями, направленными на развитие саморегуляции, применяемыми в дошкольном учреждении являются:
1. Дыхательные упражнения.
Дыхание - важнейший физиологический процесс, происходящий автоматически, рефлекторно.
Дыхательная гимнастика представляет собой специально разработанные упражнения для развития дыхательной системы и направлена на укрепление здоровья и улучшения общего физического состояния ребенка и призвана освободить дыхание от напряжения, ограничений, мешающих дыханию. Необходимо обращать внимание ребенка на то, как он дышит: ртом или носом, задерживает ли дыхание, другими словами — чувствовать свое дыхание.
Естественное дыхание (так дышит здоровый ребенок) вовлекает в работу все тело.
Дыхательную гимнастику можно включать как составную часть утренней гимнастики, оздоровительной гимнастики, физкультминуток, динамических пауз, двигательных разминок и других физкультурных комплексов.
2. Массаж и самомассаж.
Массаж детям от 2,5 до 7 лет может включать самые разнообразные приемы. Для здоровых ребят он помимо основной функции – снятия напряжения с мышц и насыщения тканей кислородом, может стать отличным способом развития речи, мышления и воображения.
Массаж оказывает общеукрепляющее воздействие на мышечную систему ребенка, повышает эластичность и сократительную способность мышц. Он стимулирует деятельность нервных центров, механизмы терморегуляции, улучшает тканевый и общий обмен веществ. Благодаря физическому воздействию на кожу, от периферийной нервной системы к мозгу идет целый поток импульсов. Это способствует умственному и психологическому развитию.
У детей применяют следующие виды массажа: поглаживание, растирание, поверхностное и глубокое разминание, легкое поколачивание и вибрацию. Каждый из видов массажа оказывает различное физиологическое действие.
Самомассаж - это массаж, выполняемый самим ребёнком. Он улучшает кровообращение, помогает нормализовать работу внутренних органов. Для детей самомассаж благоприятствует психоэмоциональной устойчивости к физическому здоровью, повышает функциональную деятельность головного мозга, тонизирует весь организм.
При проведении самомассажа рекомендуется обучать детей не надавливать силой на указанные точки, а массировать их мягкими движениями пальцев, слегка надавливая или легко поглаживая. Массирующие движения следует выполнять в направлении от периферии к центру (от кистей рук к плечу и т.д.). Продолжительность самомассажа для детей 5-7 минут. Чтобы сделать этот процесс более увлекательным, желательно подобрать для самомассажа соответствующие действиям стихотворения.
Регулярный массаж и самомассаж рук, ног, спины, грудной клетки, ступни, голени и бедра способствует повышению работоспособности коры головного мозга - у детей улучшатся внимание, память, слух, зрение, речь.
3. Растяжки. Благодаря растяжке увеличивается подвижность суставов, мышцы становятся более эластичными и гибкими, дольше сохраняют работоспособность, она повышает общую двигательную активность. Активизируются защитные силы организма, совершенствуется навык управления своим телом. Растяжки - прекрасный способ, позволяющий снимать эмоционально-психическое напряжение и одновременно повышать двигательную активность, что так важно для ребенка. Растяжки основаны на естественном движении. Каждый знает, как хочется потянуться всем телом, пробудившись ото сна.
Гимнастикой на растягивание можно заниматься индивидуально с ребенком или в небольшой подгруппе.
Растягиваемый партнер обычно пассивен, он должен, по возможности, расслабиться. Но ребенок, одолеваемый страхами, тревогой, не может расслабиться и довериться партнеру. Поэтому растяжки рекомендуется применять, когда установлен контакт с ребенком.
Помогает овладеть упражнениями на растягивание методика игрового стретчинга. Отличие от простого выполнения упражнения в статическом режиме в том, что игровой стретчинг сопровождается захватывающей историей, которая способствует тренировке не только тела, но и воображения и внимания малыша. В эту сказку ненавязчиво вплетаются необходимые упражнения, причем в сюжет часто вписываются и какие-то воспитательные элементы — взаимовыручка, дружба, доброта. Упражнения не требуют больших усилий и повторяются столько раз, сколько может осилить ребенок соответствующего возраста, делая их легко и с удовольствием. Практически все они выполняются на полу, что также очень привлекает детей.
4. Для преодоления внутреннего напряжения необходимо научить ребенка расслабляться, расслаблять свое тело, т.е. учить приемам релаксации.
Релаксация - это расслабление. Приемы релаксации основаны на сознательном расслаблении мышц. Понижая мускульное напряжение, мы способствуем снижению и нервного напряжения, поэтому состояние расслабленности уже само по себе обладает психогигиеническим эффектом. Техника релаксации направлена на снятие ненужного напряжения, связанного с переутомлением, нарушением осанки, недостатком потребности организма в движении.
Постизометрическая релаксация (ПИРС) - предварительное напряжение в течение определенного времени вызывает естественное расслабление мышц. При этом нет необходимости дозировать упражнения. Релаксация возникает естественным путем за счет утомления мышц, и ребенок сам регулирует этот процесс. Существенным моментом является сохранение определенной позы в течение некоторого времени (движения практически отсутствуют).