«Использование народных игр для развития основных видов движения»
Вы здесь
«Использование народных игр для развития основных видов движения»
Игры – своеобразная школа развития ребёнка. В них удовлетворяется жажда действия; предоставляется обильная пища для работы ума и воображения; воспитывается умение преодолевать неудачи, переживать неуспех, постоять за себя и за справедливость. В играх – залог полноценной душевной жизни ребёнка в будущем.
Они вызывают интерес не только как жанр устного народного творчества. В них заключена информация, дающая представление о повседневной жизни наших предков – их быте, труде, мировоззрении. Игры были непременным элементом народных обрядовых праздников. К сожалению, народные игры сегодня почти исчезли из детства. Очень хочется сделать их достоянием наших дней.
Практически каждая игра начинается с выбора водящего. Чаще всего это происходит с помощью считалки.
Есть игры, в которых играющие делятся на команды. Что бы при этом не возникало споров, используются скороговорки: кого выбираешь? Что выбираешь? Что возьмёшь?
Педагоги высоко оценивают значение народных игр. Так, П.Ф. Лесгафт именно народные игры положил в основу своей системы физического образования.
К.Д. Ушинский считал эти игры наиболее доступным «материалом» для детей.
Благодаря своей образности народные игры увлекают детей дошкольного и школьного возраста. Образ в игре не статичен. Случай, событие, которое составляет игры, ребёнок эмоционально переживает.
В структуре выделяется единая цель и одноплановость действия, что создаёт классическую простоту народной игры. Народные игры имеют так же игровой зачин (считалка, жеребьёвка). Он вводит ребёнка в игру, помогает распределению ролей, служит самоорганизации детей. Не надо забывать, что считалка – это проявление словесного детского творчества.
Целый ряд детских игр основан на соединении песни с движением. Это игры хороводные. В подобных играх действие осуществляется в ритме, словах и текстах, здесь ребёнок драматизирует то, о чём поётся в песне. Песня тесно связана с народной игрой, она постепенно переходит в подвижную игру.
Народные игры очень гибки в возрастном отношении. Например, в «Жмурки», «Кошки – мышки» и др. охотно играют дети как младшего, так и старшего дошкольного возраста.
Народные подвижные игры влияют на воспитание воли, нравственных чувств, развитие сообразительности, быстроты реакции, физически укрепляют ребёнка.
Через игру воспитывается чувство ответственности перед коллективом, умение действовать в команде.
Вместе с тем, отсутствие дидактических задач делает эти игры привлекательными, «свежими» для детей. Широкое применение народных игр обеспечивает их сохранность и передачу из поколения в поколение.
Золотые ворота
Золотые ворота, проходите господа
Первой мать прошла, всех детей провела.
Первый раз прощается,
Второй раз запрещается,
А на третий раз не пропустим вас.
Хлеб, соль, вода, закрываем ворота.
Играющие делятся на две равных команды.
Одна образует круг, другая начинает движение, обходя по очереди каждого игрока. Первая команда в течении игры говорит слова, на последнем слове команда резко опускает руки. «пойманные» дети встают в центр круга.
Сиди, сиди, Яша.
Сиди, сиди, Яша под ракитовым кустом,
Грызи, грызи, Яша орешки коленные,
С моря привезённые.
Чок – чок – пятачок, вставай, Яша – казачок.
Где твоя невеста, и в чём она одета,
И как её зовут, и откуда привезут?
Дети встают в хоровод, ведущему «Яше» завязывают глаза и усаживают его на корточки в центре круга. На слова
«Чок – чок – пятачок, вставай, Яша – казачок» все останавливаются и хлопают в ладоши. Яша встаёт и начинает крутиться на месте. После слов «и откуда привезут?» -Яша подходит к кому – нибудь из детей и пытается отгадать кто это.
Баба – Яга.
Баба – Яга, костяная нога,
За селом, с помелом,
Нос крючком, волоса клочком.
Лови!
Выбирают Бабу – Ягу. Она стоит в центре круга, дети ходят по кругу, держась за руки. После слов «лови» разбегаются. Баба Яга скачет (прихрамывая) и ловит детей.
Рыбаки и рыбки.
- Эй вы, кильки и бычки!
- Что вам нужно, рыбачки?
- Будем вас сейчас ловить
И в бочоночках солить.
- А мы дырочку найдём
И от вас мы уплывём.
Выбирают двух рыбаков. Рыбаки берутся за руки и поднимают их вверх. Остальные играющие «рыбки», держатся за руки, цепочкой проплывают сквозь сети. Тех, кого поймали становятся «сетями» - таким образом сеть с каждым коном увеличивается.