Росинка МБДОУ "Центр развития ребенка - детский сад №90" г. Муром
A
A
A
Слабовидящим
Слабовидящим
Обычный вид

Русские народные календарно-обрядовые праздники.

Вы здесь

   Многие  русские  народные  праздники  сопровождаются напоминающими  театральное  представление  действиями, зачастую  необычными  и  непонятными.  Почему  люди  из года  в  год,  из  века  в  век  в  определённые  дни  словно  исполняют  хорошо  заученные  роли.  Большинство,   наверное,  скажет,  что  так,  мол,  принято,  такова  традиция.  Верно.  И  корни  её  уходят  во  времена  седой  старины,  во  времена  языческие. Тогда  наши  пращуры  поклонялись  земле,  огню,  камням,  деревьям  и  священным  животным.

   Известно,  что  в  Киевском  государстве  главными  богами  были Перун,  Стрибог,  Дажьбог,  Хорс, Симаргл,  и  богиня  Макошь,  а  так же  Велес,  Сварог,  Род,  Рожаницы.  Все  они  таили  в  себе  угрозу.  Их  опасались  обидеть  и  что  бы  обезопасить  себя,  люди  задабривали  их.  Обращались  к  ним  с  ласковыми  словами,  вкусной  едой,  им  приносили  жертвы.  Происходило  это  в  конкретные  дни,  когда  происходили  природные  события.  Так  возникли  обряды.

   В  988-989  годах  произошло  крещение  Руси.  Христианство   принесло  на  землю наших  предков    свои  прекрасные  идеи  добра,  любви.  Борьба  христианства  с  язычеством  была долгой.  И  что  бы  подчинить  русский  народ  своему  влиянию,  Церковь  вынуждена  была  пойти  на  компромисс:  христианскую  обрядность   стали  сочетать  с  языческими  отправлениями  культов.

   Столкновение  двух  религий,  породило  такое  уникальное  явление,  как  Русское  Православие,  сущностью  которого  стало двоеверие.  И  к  XIX  веку,  по  мере  выветривания  из  народной  памяти  знаний  о  том,  какой  магический  смысл  заключён  в  обрядах,  они  превращались  в  весёлую  забаву  деревенской  молодёжи.

   Счёт  времени  в  Древней  Руси  вели  по  солнечному  календарю  и  был  связан  с  хозяйственной  деятельностью.  По этому  календарю  год  делился  на  две половины:  одна от  зимнего  солнцеворота  ( 22  декабря)  до  летнего  ( 22  июня),  другая  - от  летнего  до  зимнего. 

   В  первую  половину  занимались  работами  по  подготовке  к  севу,  вспашкой,  боронованием  земли,  посадкой.  Праздники  этого  периода  включали  в  себя просьбы  к  силам  природы  о  хорошей  погоде,  дожде,  дружных  всходах,  приплода  скота.

    Во  вторую  половину  года  проводили  сенокос,  жатву,  уборку.  В  этот период  благодарили  высшие  силы  за  полученный  с  их  помощью  урожай.

   Христианство  пришло  на  русскую  землю  со  своим  календарём -  святцами.  В  них  каждый  день  был  посвящён  памяти  одного  или  нескольких  святых  или  связан  с  библейской  историей.  Некоторые  непривычные  для  русского  уха  имена  святых были  переиначены  на  свой  лад.  Георгий  Победоносец стал называться  в  народе  Егорием  Храбрым,  а  Косма  и  Дамиан -  Кузьмой  и  Демьяном.

   Так  слились  в  единое  целое    языческие  праздники  и христианские. Череда  праздников  и  памятных  дат  стала  для  крестьян  удобной  системой  времяисчисления.  Яркий  пример  этому -  Святки.  Они  проходили  с  7  по  19  января  ( с  25  декабря  по  6  января  по  ст.  ст.).  По  сути  это   не  один  праздник:  Рождество  Христово  7  января  ( 25  декабря  по  ст . ст.),  Новый  год  (Васильев день) 14  января  (1  января ),  Крещение  19 января  (6  января по  ст.  ст.).

  

   То, что  празднование  Нового  года  Петром  I   было  перенесено  с   1  сентября  на  1  января ,  разделило Святки  на  два  периода: первый -  от  Рождества  до  Нового  года, носил  название  «Светлых  вечеров»,  а  второй,  от  Нового  года  до  Крещения,  получил  название «Страшных  вечеров»  и  был  связан  с  разгулом  нечистой  силы.                        

                                          Рождество.

Канун Рождества  называется  сочельником.  До  «первой звезды»  следовало  соблюдать  пост,  не  есть  ничего,  кроме  сочива -  размоченных  в  воде  хлебных  зёрен  с  мёдом.  Вечером  все  отправлялись  в  церковь,  вернувшись  домой  все  садились  за  стол.  Ритуальная  еда – дань  древнему  обычаю  славян  поминать  предков.  После  трапезы  молодёжь  отправлялась  колядовать. Ходили  от  дома  к  дому  и пели  песни-колядки,  величали  хозяев,  желали  им  благополучия,  богатого  урожая,  приплода скота. За  это  хозяева  подавали  «колядовщикам»  печенье  в  виде  фигурок  животных.  Если  хозяева  не  выносили  подарки – звучали  песни  с нарочитыми  угрозами.  Учёными  установлено,  что  святки  проходили  в  дни, посвящённые  Велесу  (хозяин  леса,  охоты,  представлялся  в  медвежьем  обличье).  Возможно  с  тех  времен  и  дошёл  обряд  ряженья.  Наши  предки  верили,  что  во  время  Святок  возможно  проникновение  в  мир  людей  нечистой  силы.  После  бурной  рождественской  ночи  наступало  мирное  утро,  приносящее  с  собой  возвышенные  обряды  христианские. Духовенство  обходило  крестьянские  дворы,  поздравляло  с  Рождеством,  впереди  шествия  несли  на  длинном  шесте  «Вифлеемскую  звезду».  Войдя  в  избу,  пели  тропарь,  а  потом  всех  осыпали  зерном,  как  пожелание  богатства  в  наступающем  году.

                                        Новый  год.             

   Второй  праздник  Святок – Новый  год  или  Васильев  день.  Праздновать  начинают  накануне  вечером.  Молодёжь  ходила  колядовать. Ребята  носили  с  собой  в  лукошке  зерно  и  заходя  в  избу,  кидая  его  через  стол  в  красный  угол.  Затем  пели  благопожелания  хозяевам,  предрекая  им  хороший  урожай. В  ночь  накрывали  праздничный  стол.  Выполнялся  ещё  один  языческий  обряд- «заклинание  мороза». Чтобы  всходы  не  были  уничтожены морозом,  его  старались  умилостивить.  С  Васильева  дня  начинались  «Страшные  вечера» -  настоящий  разгул  нечистой  силы. Это  было  время,  когда  с  ней  можно  было  вступить  в  контакт,  чтобы  выспросить  про  свою   судьбу.  Девушки  собирались  на  посиделки  и  устраивали  гадания. Дело было грешное  и  опасное,  но  ведь  так хотелось  узнать,  что  ждёт  впереди,  узнать  о  личном  счастье.  Считалось,  что  нечистая  сила  не  может  общаться  с  теми,  кто  носит  пояс,  нательный  крест  и  одежду  с  узлами.  Поэтому  их  снимали, развязывали  узлы,  расплетали  косы.

                    Родословная  Деда  Мороза.

  Обычай  дарить  подарки  детям зимой – в  Николин  день – прочно  утвердился  в  Европе  ещё  с  давних  пор.  Святой  Николай (Санта  Клаус)- белобородый  старик  с  мешком  за  плечами  с  розгами  в  руках  ходил  по  домам, послушных  детей  он  одаривал,  а  нерадивых – наказывал.  Подарков  ждали  все,  поэтому  с  вечера  они оставляли свои  башмачки  или  чулочки  у  печки,  ибо  считалось,  что  подарки  добрый  дедушка  сбрасывает  через  дымоход.  После  введения  Григорианского  календаря  в  конце  XVI  века  новый  николин  день  почти  совпадал  со  старым  рождеством.  И  стал  Санта  Клаус  приходить  также  и  в  этот  день  и  постепенно  превратился  в  рождественского  деда,  а  затем  и  в  новогоднего  Санта  Клауса.  Его  часто сопровождала  свита или  спутница _ девушка в  белом  платье  с  распущенными  волосами  и  с  золотым  обручем  на  голове.

   В  России  добрый дедушка  и  его  спутница  появились  вместе  с  ёлкой  и  легко  и  быстро  вписались в  новогодний  ритуал,  но  зваться  стали  Дедом  Морозом   и  Снегурочкой.  И  это  так  понятно:   их  прототипы  испокон  веков  жили  в  русских  народных  сказках.