Росинка МБДОУ "Центр развития ребенка - детский сад №90" г. Муром
A
A
A
Слабовидящим
Слабовидящим
Обычный вид

Это интересно!

Вы здесь

Для того, чтобы ребёнку было легче включиться в учебный процесс, предлагаем Вам упражнения, которые можно выполнять не только сидя дома, но и в любой другой обстановке: прогулки, поездке, поход по магазинам и т.д.

Упражнения для автоматизации звуков

  1. Следите за поставленными звуками, добивайтесь правильного произношения. Иначе проделанная работа за год может пойти насмарку: "недоавтоматизированные" звуки могут "потеряться" (исчезнуть из громкой речи), тогда необходимо будет работу с логопедом начинать заново.
  2. Исправляйте неверно произнесённые ребёнком слова: "баРеЛина" вместо "балерина", "аквария" вместо "аквариум", "велик" вместо велосипед. Поправляйте речь ребёнка СПОКОЙНО, произнося слово верно,  не требуйте СРАЗУ повторить слово правильно. Главное, обратить внимание на неверное произношение!

Упражнения для развития фонематических процессов

  1. Определение количества звуков в слове и их последовательности. (Сколько звуков в слове «кран»? Какой 1, 2, 3, 4?)
  2. Придумывание слов с определённым количеством звуков.
  3. Узнавание слов, предъявленных ребёнку в виде последовательно произнесённых звуков. (Какое слово получится из этих звуков: «к-о-ш-к-а).
  4. Образование новых слов с помощью «наращивания звуков. (Какой звук надо добавить к лову «рот», чтобы получилось новое слово? Крот-грот, пар-парк, Оля – Коля, Толя, Поля).
  5. Образование новых слов путём замены в слове первого звука на какой-либо другой звук. (Дом-сом, лом-ком.)
  6. Отобрать картинки или назвать слова, в названиях которых 4-5 звуков.
  7. Подобрать слова, в которых заданный звук был бы на 1-ом, на 2-ом, на  3-ем месте. (Шуба, уши, кошка.)
  8. Составление слов различной звуко-слоговой структуры из букв разрезной азбуки: сам, нос, рама, шуба, стол, волк.  и т.д.

Упражнения для развития слоговой структуры слова

 (слогового анализа и синтеза)

  1. Определение количества слогов в слове и их последовательности. (Сколько слогов в слове «молоток»? Какой 1?2?3?)
  2. Придумывание ребёнком слов с определённым количеством слогов
  3. Составление слов из слогов, данных в разбивку. (Слоги потеряли своё место, надо помочь им его найти: на-ро-во, ка-сум).
  4. Узнавание слов, предъявленных ребёнку в виде последовательно произнесённых слогов. (Какое слово получится из слогов: го-ло-ва).
  5. Распределение картинок в соответствии с количеством слогов в слове. (Положить картинки, названия которых состоят из односложных слов, в одно место, а названия которых из 2, 3, 4-сложных слов - в другое).
  6. Отхлопать или отстучать слово по слогам и назвать их количество.
  7. Выделять гласные звуки. (Столько слогов в слове, сколько гласных) и т. д.

Упражнения для формирования правильного грамматического строя речи

  1. Упражнения на обучение изменять слова по числам, падежам (один сад, а много сады, гулял где за садом, много это глаза – а один …, много это уши – а одно …, одна конфета – а шесть … и т.д.)
  2. Упражнения на обучение образовывать новые слова (уменьшительные, ласкательные формы и т. д.):
  3. - Подбери подходящее по смыслу слово: большой сад, а маленький …,     маленькая куколка, а большая …,
  4. - Закончи предложение: весной картошку сажают, а осенью …, воду наливают, а соль …
  5. - Назови детенышей животных: кто у медведицы – медвежата, у   коровы - …, у слонихи - …, у овцы - … и т.д.
  6. - Если кораблик из бумаги, значит он бумажный, а шуба из меха (какая шуба?) и т.д.
  7. - У лисы хвост лисий, а у зайца, у собаки, у кошки и т.д.
  8. - Если днём жара, то день жаркий, а если мороз - …, ветер - …, дождь -… и т.д.
  9. Поиграть в словесную игру. Намеренно исковеркать фразу, попросить ребенка найти ошибку и вместе разобрать, как нужно произносить слова. («В лес грибы растёт», «Шишка большой на ёлке растёт»)
  10. Начать предложение, а ребенок пусть сам его закончит, подбирая разные варианты.

Упражнения на расширение словарного запаса ребёнка

Следует систематически расширять тот запас слов, которым уже владеет ребенок.

  1. Рассматривая картинку, читая книжку, слушая сказку, обращайте внимание на редко встречающиеся, новые слова.
  2. Сочиняйте стихи, рифмы.
  3. Читая знакомые стихи, просите подсказать пропущенное слово.
  4. Игра в слова:  «назови все свои игрушки», «придумай слова, которые обозначают транспорт», «назови цвета», «какими словами можно описать лето, осень, зиму, весну», «вспомни слова с противоположным значением, близкие по значению»
  5. Объяснять переносные значения выражений: золотое сердце, злой язык, короткая память, голова на плечах, не тронуть пальцем, правая рука, наломать дров и т.д.

Упражнения на развитие связной речи

  1. Необходимо учить ребёнка давать полный ответ на вопрос.
  2. Вызывать у него желание о чем-то рассказывать.
  3. Расспрашивайте о важных для него событиях.
  4. Внимательно слушайте ребёнка и направляйте его сбивчивый рассказ путём вопросов по содержанию.
  5. Подсказывайте, поправляйте ударение и произношение, но всегда давайте возможность выговориться.
  6. Упражнения для формирования связной речи: описание предметов, рисунков, пересказы знакомых текстов, придумывание историй и сказок, беседы, составление и написание писем, поздравлений, составляйте предложений по заданным словам и т.д.

Играть u заниматься с ребенком можно не только за столом долга, но и по пути в детский сад. Уважаемые родители, превратите дорогу в детский сад в игру познавательную, развивающую, интересную как для вас, так и для вашего ребенка. Игру, которая поможет пробудить его речь и мысли.

ИГРА   «ЦЕПОЧКА   СЛОВ»

Взрослый и ребенок по опереди называют любые слова

Например: кошка - автобус – сок -куст - танк - капуста - ...

ИГРА   «ПЕРЕСЧИТАЙ»

Вокруг много одинаковых предлогов. Какие ты можешь назвать? (дома, деревья, листья, сугробы, столбы, окна..)

Давай их посчитаем. Один кирпичный дом, два кирпичных дома, три кирпичных дома, четыре кирпичных дома, пять кирпичных домов и т. д.

(Каждый день можно подбирать разные определения к одному слову. Например: кирпичный дом, высокий дом, красивый дом, многоэтажный дом, знакомый дом...)

ИГРА   «ОТГАДАЙ   О   ЧЕМ   Я   ГОВОРЮ»

Рассмотреть и научиться рассказывать о деревьях и кустарниках, которые встречаются по дороге в детский сад. Сначала вы описываете какое то дерево, ребенок отгадывает, потом ребенок описывает – вы отгадываете..

 Так можно описывать любой предмет и загадывать друг другу.

ИГРА   «ПУТАНИЦА»

Взрослый произносит неправильное предложение, а ребенок исправляет. -Жук нашел Сашу  (Саша нашел жука.)

Пол бежит по кошке.

Наташа жила у ежика.

Снежная баба лепит Ваню. –

Катя укусила осу….

ИГРА   «КТО   ИЛИ   ЧТО   МОЖЕТ   ЭТО   ДЕЛАТЬ?»

Взрослый называет действие, а ребенок подбирает предметы. Например, слово идет,

ребенок подбирает девочка идет, мальчик идет, кошка идет, снeг идет и т. Д Подберите

слова к глаголам стоит, сидит, лежит, бежит,  плавает, спит, ползает, качается, летает, плавает,...

ИГРА   «ЧТО  НА   ЧТО   ПОХОЖЕ»

Ребенку предлагается подобрать похожие слова (сравнения белый снег похож на... (что?)

Синий лед похож на...

Густой туман похоже на...

Чистый дождь похож на...

День похож на...

ИГРА   «ЧТО   ГДЕ   ЛЕЖИТ»

Взрослый предлагает вспомнишь, где хранятся эти предметы, хлеб - в хлебнице,

Сaxap - в сахарнице, конфеты - в конфетнице, мыло - в мыльнице, перец - в перечнице,

салат - в салатнице, суп - в супнице, и т. а.

ИГРА    «ВМЕСТЕ    ВЕСЕЛЕЙ»

Добавь одно слово, которое подходит к другим словами. Мама, сын (дочь) - что делают?

Летит, клюет - кто?

Дерево, цветы - что делают?

Сидит, стоит - кто?

Кошка, собака - что делают?

Льется, звучит - что?

Шумит, дует - что?

Дождь, снег - что делают?

ИГРА   «ПОДРУЖИ   СЛОВА»

Листья падают - листопад, снег падает -  снегопад, вода падает - водопад, сам летает -  самолет, пыль сосет – пылесос….

ИГРА  «ВСЕ   СДЕЛАЛ»

Скажи так, как будто ты уже сделал (сделала), мыл - вымыл,  вешает - повесил, одевается - оделся,  гладит - погладил, стирает – постирал, рисует - нарисовал, пишет - написал, поливает - полил, ловит - поймал, красит - покрасил, убирает - убрал, строит – построил …