Росинка МБДОУ "Центр развития ребенка - детский сад №90" г. Муром
A
A
A
Слабовидящим
Слабовидящим
Обычный вид

Это интересно

Вы здесь

 

За последнее время значительно увеличилось число детей с нарушениями речи. На сегодняшний день – образная, богатая синонимами, дополнениями и описаниями речь детей дошкольного возраста – явление очень редкое. В речи детей существует множество проблем. К сожалению, наш век информационных технологий также  повлиял на мир детства. Дети привыкли общаться  при помощи гаджетов, что отрицательно сказалось на речевом развитии. Родители все чаще обращаются с проблемой, что ребенок не может говорить. Каждый день мои маленькие ученики  садятся со мной перед зеркалом, чтобы научиться говорить правильно. Каждый пришедший за помощью ко мне ребёнок, индивидуален. И не получится его сравнить  с  другим.  Как страшно вначале ребёнку: «А вдруг у меня ничего не получится?»,  «Я никогда не научусь говорить красиво?» «Я плохо говорю, поэтому надо мной все смеются».  Что же главное в этот период? Установить доверительное отношение с ребенком, пожалеть, а также помочь ему поверить в собственные возможности, только  тогда приступаем к совместной работе. Бывает, что коррекционная работа идет очень сложно и медленно. Результаты работы учителя – логопеда не всегда проявляются быстро. Но шаг за шагом, день за днем мы, вместе со своими воспитанниками идем навстречу к положительному результату.

 Речь, во всем ее многообразии, является необходимым компонентом общения.  Своевременное овладение правильной речью имеет важное  значение, как для последующего обучения, так и для коммуникации. Практический аспект занятий состоит в предупреждении, выявлении и устранении речевых нарушений. Предпосылкой совершенствования речевой деятельности дошкольников является создание эмоционально благоприятной ситуации, которая способствует возникновению желания активно участвовать в речевом общении. В тесной связи с умственным идет и речевое развитие ребенка. Уровень овладения родной речи сильно влияет на успешность обучения. К сожалению, не только родители, но и иногда и педагоги под развитием речи понимают только правильность произношения звуков. Правильность произношения звуков, несомненно важна  - не только ради «красоты речи». Неправильное произношение очень часто — почти всегда - связано с недостаточным различением звуков и их сочетаний на слух, с неумением правильно выделять звуки в слове. Этот недостаток часто оказывается причиной большого количества ошибок в письменных работах: «пишет, как слышит», а слышит неточно, нечетко, не различая сходные по звучанию звуки. 

Многие родители придерживаются позиции, что ребенку необходимо заранее дать все те знания, которые он должен получить  в первом классе.  Конечно, это приведет к стойкому нежеланию ребенка заниматься. Те родители, которые думают, что чем ближе ребенок к школе, тем меньше он должен играть, совершают большую ошибку. Психологи и педагоги обеспокоены тем, что дети приходят в школу « не наигравшись». В игре развиваются качества, без которых  обучение невозможно.  Приоритет в работе с дошкольниками отдается игровым методам обучения, поддерживающим постоянный интерес к знаниям и стимулирующим познавательную активность детей. Речевая нагрузка обеспечивается путем подбора разнообразного игрового и наглядного материала. При построении логопедических занятий в виде игр, при широком применении дидактического материала имеется возможность максимально предусмотреть интересы и желания ребёнка, включить максимум рецепторов восприятия в процесс устранения речевого недостатка, что облегчает ребенку осознание и освоение логопедического материала.

Индивидуальная дидактическая игра, которую организует логопед, создаёт благоприятные условия для непосредственного контакта между ним и ребёнком, помогает глубже выяснить причины речевого недоразвития, способствует более активному упражнению в учебном материале.

Не секрет, что логопедические занятия являются одними из самых сложных для детей. Дети не понимают  их значимость, а значит, имеют низкую мотивацию к занятиям. Когда работаешь с детьми, имеющими нарушения речи, очень трудно бывает удержать их внимание, пробудить у них  интерес к содержанию занятия, процессу обучения в целом, добиться, чтобы усвоенный материал остался в памяти. На помощь приходят игра и различные игровые упражнения. При правильной постановке она способна активно увлечь ребенка и помочь вникнуть в самые сложные задачи. Игровой процесс помогает не только усваивать информацию как можно лучше, он также является прекрасным методом снятия эмоционального напряжения.  Но, кроме того, новый  материал проходит через своеобразную практику, что вносит элемент наглядности поставленной задачи, а также добавляет разнообразие и поддерживает интерес к процессу обучения.

Как же используются игры в логопедической работе?  Очень часто мы можем встретиться с тем, что логопед и ребенок изо дня в день «учит» название предметной картинки, затем заученные с трудом названия предметной картинки, связывает с другими и « учит» детей пересказу, а также « учит» закреплять изученные звуки в слогах, словах, итд. Это все правильно и последовательно, но детям становится просто скучно. Поскольку в практике, как правило, мы имеем дело  с различными комбинациями речевых нарушений у детей. У многих детей при наличии речевого дефекта появляется раздражительность, возбудимость, замкнутость, негативизм, апатичность. И при этом это характерно не только для детей, с каким- либо нарушением,  а связано с теми или иными социальными условиями, в которых растет ребенок.

Игра не предъявляет ребенку никаких  требований, но в то же время развивает, воспитывает, учит мыслить, рассуждать, делать вывод, способствует гармоническому развитию личности. Погружаясь в игру, ребенок пробует свои силы, учится контролировать свои действия, а также получает заряд бодрости.  А бодрость и радость — залог положительного результата у наших воспитанников. Опыт показывает, что игра может проводиться как самостоятельное, как предваряющее или закрепляющее занятие, также и как отдых. Подбор игр опирается на возрастные особенности восприятия и мышления детей, уровень речевых навыков, самостоятельности, речевой опыт, они должны быть понятны и доступны детям. В процессе  речевых занятий, дидактических игр и упражнений  мы учим детей понимать и употреблять термины слог, слово, звук. Дети учатся выделять слова из общего речевого потока, вслушиваются в их звучание, самостоятельно устанавливают последовательность звуков в слове. Внимание детей обращается на длительность звучания слов (короткие и длинные слова). Воспитанники учатся определять количество слов в предложении, правильно подбирать слова, одним словом развивается  активный словарь ребенка.

 Сегодня я хочу поделиться некоторыми игровыми упражнениями и приемами, которыми я использую в своей работе  постоянно. Они способствуют поддержанию интереса моих воспитанников  к занятию, формированию положительной мотивации и познавательного интереса.

 Скучными и самыми нелюбимыми для детей являются такие виды работ, как рассказ и пересказ. На таких занятиях я использую несколько хитрых приемов, и они неплохо работают.

 Игровое упражнение: «Волшебный мячик»

 Цель: расширение словаря ребенка, развитие памяти, воображения.

 Когда идет составление рассказа по цепочке или его пересказ, дети не слушают друг друга, никакого интереса не проявляют к тому, чтобы рассказ получился целым и красивым. Сказав свое предложение, ребенок начинает сразу заниматься своими делами. Страдает контроль, дети не могут исправить товарища, потому что не слышали.

Ход игры. Берем мячик или любую игрушку. Сам его вид уже вызывает радостные  эмоции. Ребенок составляет предложение и передает ее соседу. Остальные ждут, когда дойдет до них. Т.е. все работают над рассказом.

Игровое упражнение «Мяч поймай – слово добавляй»

Цель:  развитие фонематического слуха, расширение словаря ребенка

ра-ра-ра — вот веселая ...(игра)

ру-ру-ру -  продолжаем мы ...(игру)

ло-ло-ло - в кабинете нам ...(тепло)

та-та-та - хвост пушистый у ... (кота)

лю–лю  -  лю - маму с папой я  ...(люблю)

ша- ша- ша - очень вкусная...(лапша)

шу- шу -шу — я добавки ...(попрошу)

шо-шо-шо — мы играем (хорошо)

жу-жу-жу — я с ребятами (дружу)

чу-чу - чу - молоточком я  стучу)

Игровое упражнение  «Я кидаю, ты лови, слово ласково скажи»

Цель: развитие слухового внимания детей, обогащение словаря и уточнение значений слов.

Ход игры. Взрослый кидает мяч ребенку и предлагает заменить его  с использованием уменьшительно - ласкательных  суффиксов.

 Пример,  Нос - носик

  Зонт - зонтик

  самолет-самолетик

Далее усложняем и произносим часть фразы, а ребёнок ее заканчивает.

Яблоко сладкое, а яблочко …(сладенькое).

Чашка синяя, а чашечка …(синенькая).

Шуба теплая - шубка тепленькая

Лиса хитрая - лисичка хитренькая

Заяц белый - зайчик беленький

Игровое упражнение  «Мяч бросаю, не зевай –  слово лишнее называй»

Цель: развитие слухового внимания детей, обогащение словаря и уточнение значений слов.

Ход игры: Взрослый  объясняет ребенку, что будет произносить слова, а он должен назвать лишнее слово и объяснить свой выбор.

Лексический материал (например):

Ложка, тарелка, кастрюля, сумка.

 Мыло, метла, паста зубная, шампунь.

 Береза, дуб, сосна, земляника.

 Книга, телевизор, радио, магнитофон.

Шуба, сапоги, свитер, юбка, брюки.

Зима, весна, ноябрь, лето, осень.

Белка, заяц, медведь, синица, еж.

Шуба, шарф, панама, варежки. И т.д.

Аналогично, буквы используем

1. А, У,  П, И

2.  Ш, Щ, Е, Ц

3. Ж,  Щ, М, Ш

Игровое упражнение «Эстафета»

Цель: активизация глагольного словаря.

Ход игры. Играющие стоят в кругу. У ведущего мяч.  Он произносит какое-нибудь слово и передаёт мяч  рядом стоящему ребёнку. Тот должен подобрать подходящее слово - действие и быстро передать мяч  дальше. Когда мяч вернётся к ведущему, он задаёт новое слово, но мяч передаёт в другом направлении. Если кто-то затрудняется назвать слово или подбирает неподходящее слово, ему дают штрафное очко. После того как игрок набрал три штрафных очка, он выходит из игры. Выигрывает тот, у кого в конце игры будет меньше штрафных очков.

Ход игры: собака – лает, кусает, бежит, сторожит, скулит, воет; кошка – мурлыкает, охотится, играет, дремлет, мяукает, царапается.

Игровое упражнение  «Подними цифру»

Цель:  развитие умения определять  количество слов в предложении на слух.

Ход игры. Взрослый произносит вслух предложение, а дети подсчитывают количество слов и поднимают соответствующую цифру. Первоначально для анализа используются предложения без предлогов и союзов.

Примерные предложения для игры:

 1. Кошка спит.

2. Вова читает  букварь.

3. Доктор лечит больного ребёнка.

3. Мама купила Сереже  новую игрушку.

Или с использованием полосок: длинные и короткие цветные полоски

Если  взрослый  называет  слово, дети показывают короткую полоску, а если предложение - длинную.

Пример, Рыба. В озере много рыбы.

                Медведь. Медведь зимой спит.

Игра «Назови, кто это или что это?» (на примере звука [с])

Цель: автоматизация звука  С в словах; расширение словаря

 Ход игры: Сейчас мы с тобой будем знакомить слова. Но не просто так. Если они подружатся, то мы получаем приз (фишка). Я буду называть одно слово (признак), а ты другое (слово, отвечающее на вопрос кто? или что?). Но учти, при этом должно соблюдаться следующее условие, в твоём слове должен быть звук [с]. После ты повторишь мое и свое слово – проверим, подружились ли слова. Пример: Высокая – скала, быстроногий – страус, красивая — сумка. Другой вариант игры, когда ребенок придумывает существительное, а логопед – прилагательное.

Игровое упражнение   «Что бывает круглым?»

Цель: расширение словаря детей за счёт прилагательных, развитие воображения, памяти, ловкости.

 Ход игры.  Взрослый  бросает  мяч детям, задаёт вопрос, ребёнок, поймавший мяч, должен на него ответить и вернуть мяч.

 – что бывает круглым? (мяч, шар, колесо, солнце, луна, вишня…)

    – что бывает длинным? (дорога, река, верёвка, лента, шнур, нитка…)

что бывает высоким? (гора, дерево, скала, человек, столб, дом…)

что бывает колючим? (ёж, роза, кактус, иголки, ёлка,) …

Игровое упражнение: «Ступеньки»

Цель: расширение словаря детей

Ход игры. Взрослый пишет одну букву. Задача детей - придумать как можно больше слов, начинающихся на эту букву. Каждое последующее слово должно быть на одну букву длиннее предыдушего. Таким образом, получится ступенька слов.

Пример:

Т - ТЫ                                                          

ТОК                                                                                                                                              

ТОРТ

ТУМАН

ТВОРОГ

ТАРЕЛКА

ТУМБОЧКА

ТЕЛЕВИЗОР

 Игровое упражнение  «Слушай, думай, отвечай»

Цель:  развитие слухового внимания детей, обогащение словаря

- «Назови, какой звук первый (последний) в слове «луч», «сон», «диван»,

«зонт», «торт» и. т д

 -«Какой звук в слове «туман» («скала», «ковер», «ракушка», «тропа» и т.д.) стоит вторым, четвертым, первым, третьим? ».

- « Какой звук есть во всех словах»: лак, игла, молоко

-Какое слово длиннее: слово «минута» или слово «час»? Почему?

Какое слово короче: слово «хвост» или слово «хвостик»? Почему?

Какое слово больше: «мышка» или «муравьишка»?

Какое слово короче: «усики» или «усы»?

Игра настольная «Разложи правильно» (используем цветные коробочки, а иногда используем 3 цветные тарелочки - синяя, зеленая и красная)

Цель: развитие фонематического слуха, обогащение словаря, развитие внимания

Ход игры. Нужно разложить картинки по разным коробочкам (зеленая, красная, синяя) в соответствии с первым звуком, используемой картинки соответственно красная (гласный звук, зеленая - мягкий согласный, синяя - твердый согласный)

 Игровое упражнение  «Разгадай ребус»

Цель: научить выделять первый слог из слова, составлять слова из слогов, обогащение словаря

Ход игры. Детям дают карточки, на которых изображены по две картинки. На карточке «спряталось» слово. Его надо составить, выделив из каждого слова – названия первые слоги, а затем из них сложить слово, например: ромашка, самолёт – роса. Выигрывает тот, кто составит больше слов.

Карточки с предметными картинками для игры:

Голуби, раки - гора

Бутылка, рябина - буря

Мячи, тазы - мята

Кораблик, нитки - кони

Ролики, забор - роза

Ромашка, тазы - рота

Телефон, малина - тема

Чулок, дома - чудо

Вагон, заяц - ваза

Карандаш, банка - кабан

Колобок, марка - комар

Лисички, самолет - лиса

Гиря, тапочки, ракета - гитара

Совы, лопата, машина  - солома

Сова, балалайка, карандаш - собака

Игровое упражнение  «Слова - хамелеоны»

Цель: научить выделять слово  из слова, обогащение словаря

Ход игры. Взрослый говорит  слова, а дети пытаются  найти - услышать спрятавшихся в них животных.

Пример, БАРАНКА, ПОНИМАНИЕ, КОНЬКИ, РАКОВИНА, УЖИН

ЧЕРЁМУХА, ПОЛОСА, БАНКРОТ, ЗАСЛОН, ГЛЮКОЗА

ТРАКТОР, ЗАЗУБРИНА, ПОСЁЛОК, СТАЛЕВАР, КОЛОСЬЯ.

Игра настенная: « Вишенка» (пособие, сделанное своими руками)

Цель: научить делить слова на слоги, умение определять род существительного

Ход игры. Нужно разложить картинки по кармашкам в соответствии с вишенкой (1 вишня- 1 слог, 2 вишенки - 2слога, 3 -3 слога, 4 -4 слога)  и определить род существительного (в соответствии с картинкой)

Игровое упражнение  «Поймай слог»

Цель: научить составлять слова из слогов, обогащение словаря

Ход игры. Взрослый называет  поочередно каждому слог, а дети  должны «превратить» его в слово. Например: па-папа, панама…;

ма – мама, магазин…; ку-кукла, кукушка…;

та – тапки, танк…; ша – шапка, шашки…;

со – сова, сокол…; ра – радость, ракета

 

 

Игровое упражнение «Найди слово»                             

Цель: научить выделять слово  из слова, обогащение словаря, развитие внимания

Ход игры. Взрослый говорит  слова, а дети пытаются  найти -услышать спрятавшихся в них новые слова

Смородина, хлопушка, гармошка, ласточки, стрекоза, морозы, тапочки, дорожки, бабочка, буквари, радуга, дорога, платочки, огород, олень, угроза, камыши, морозы, дорога, лесник, ягоды, гвоздика, победа, погода, фасоль.

Ответы: смородина – родина, хлопушка – пушка, гармошка – мошка, ласточки – точки, стрекоза – коза, морозы – розы, тапочки – почки, дорожки – рожки, бабочка – бочка, буквари – буква, радуга – дуга, дорога – рога, платочки – точки, огород – город, олень – лень, угроза – роза, камыши – мыши, морозы – розы, дорога – рога, лесник – лес, ягоды – годы, гвоздика – гвозди, победа – беда, погода – года, фасоль – соль.

                                                                                             ИГРАЙТЕ И УЧИТЕСЬ ИГРАЯ!!!