Росинка МБДОУ "Центр развития ребенка - детский сад №90" г. Муром
A
A
A
Слабовидящим
Слабовидящим
Обычный вид

Что такое фонематический слух?

Вы здесь

  Что такое слух?

Это способность человека с помощью ушей воспринимать звуки и ориентироваться по ним в окружающей среде. Слух бывает неречевой и речевой и музыкальный.

Неречевой слух – это восприятие природных, бытовых и музыкальных шумов.

Музыкальный слух - способность человека различать и оценивать звуки по тембру, высоте;

Речевой слух – это слух на звуки речи, то есть различение звуков речи их количество и последовательность.Это  есть фонематический слух.

Какой родитель не мечтает о том, чтобы его ребенок быстро и успешно научился читать и писать, без проблем учился в школе? Но если у ребенка нарушен или недостаточно сформирован фонематический слух, то ребенок при чтении и письме может допускать следующие ошибки:

Замены одних звуков речи другими: твёрдых  на мягкие, звонких на глухие, свистящих - шипящими и.т.д. (вместо дом- "том", лук - "люк", шуба - "суба, рыба - "лыба"...)

Пропуск звуков, слогов при написании слов:(кровать- "ковать", скороговорка- "скоговока"

Перестановка звуков, слогов при написании слов:(шоколад- "кошолад", градусник-"градунсик")..

Добавление лишних звуков и слогов в слова:(трава-"тарава", девочка-"девочека")

Чтобы этого не случилось, поиграем в игры занимательно –развлекательного характера, которые помогут развить фонематический слух у вашего ребенка.

Развиваем фонематический слух на неречевом материале.

1. "Отгадай источник звука".

(издаём разные звуки, а дети отгадывают их источник, можно использовать звукозапись)

шуршим (рвём, режем, мнём) бумагу;

переливаем воду;

стучим молоточком;

рисуем карандашиком, фломастером...

2. "Слушаем тишину".

(Прислушиваемся в течении минуты к окружающим звукам. Нужно услышать и запомнить их как можно больше.)

скрип двери;

сигнал автомобиля;

стук каблуков;

покашливание (чихание) человека;

тикание часов;

3. "Что звучит?".

(Знакомим детей с разным звучание музыкальных инструментов и определяем какой играет на слух.)

Барабан, гитара, флейта, арфа, скрипка.

4. "Чей голосок?".

(В семейном кругу или в компании можно узнавать друг друга по тембру голоса нас слух.)

5. "Сказочный голос".

(Интересно загадывать сказочных героев изменяя тембр собственного голоса.)

Что-то русским духом запахло! (Баба Яга)

Корову заведём, молочко будем пить (кот Матроскин)

Ну, заяц, погоди! (волк)...

Здравствуйте, ребятишки, девчонки и мальчишки! (Дед Мороз)

Какая славная песенка, но я с тара стала. Сядь ко мне на носок, да пропой ещё разок!

6. "Громко-тихо-шёпотом".

(Учимся с детьми говорить с разной силой голоса.)

7. "Хлопни как я".

(Знакомим детей с  разными ритмами, учимся повторять и ритмические рисунки.)

Игры на развитие фонематического слуха на речевом материале.

1. "Кто (что) так звук издает?" (связать услышанный звук с "картинкой-символом")

"ЖЖЖЖ" - пылесос, жук, машина;

"СССССС" - водичка,насос, ветер;

"ЛЛЛЛЛЛ" - самолёт,пароход;

2. "Поймай звук".

(Нужно ребёнку хлопнуть в ладоши, если он слышит данный звук в звуковом, слоговом яду, из цепочки слов.)

Звук "З"

з-р-д-к-в-м-щ-ц; сы-зу-до-аш-жу-щу;

заяц-носорог-зонтик-коза-муха..

3. "Подбери слово на заданный звук.

на с; сапог, сани, сын, сапоги, самовар

Сложные варианты игры:

"Интервью" - Отвечаем на вопросы на один звук;

Звук с

Как тебя зовут?

Что ты ешь?

Чем ты играешь?

Какое животное тебе больше всего нравится?

Что ты носишь из одежды?...

 "Группировка слов"- Называем с заданным звуком только овощи, посуду, птиц, профессии, ягоды…..

 

4. "Слоговой аукцион"

(Подбираем слова на заданный слог, кто больше.)

му: муравей, муха, мумия, музыка..

5. "Разведчики"

(Ребёнку нужно отыскать предметы, в названии  которых есть нужный звук на кухне, в гараже, в ванной, в коридоре...)

6. "Прятки"

(Объясняем ребёнку, что звуки живут  в словах в разных позициях: в начале, в середине , в конце, просим  определить место звука в слове.)

Звук "Р" (Ракета-корова-помидор)

7. "Мы-роботы"

(Рассказываем ребёнку, что слова состоят из частей (слогов), можно их проговаривать слогами как роботы. Это замечательное упражнение для подготовки  к обучению чтению.)

При-вет ре-бя-та! Как у вас де-ла? Я хо-чу по-иг-рать с ва-ми!..

Другой вариант игры "телеграфисты" (отстукивать или прохлопывать слова по слогам).

Замечательно развивает фонематический слух разучивание и, отгадывание последней строчки стихотворения:

Я захотел устроить бал

и я гостей к себе....(позвал)

купил муку, купил творог

испёк  рассыпчатый пирог).