Росинка МБДОУ "Центр развития ребенка - детский сад №90" г. Муром
A
A
A
Слабовидящим
Слабовидящим
Обычный вид

Советы логопеда

Вы здесь

 Физическое, психическое и интеллектуальное воспитание ребенка начинается в раннем детстве. Все навыки приобретаются в семье, в том числе и навык правильной речи. Речь не передается по наследству, ребенок перенимает опыт речевого общения от окружающих, т.е. овладение речью находится в прямой зависимости от окружающей среды. Речь ребенка формируется на примере речи родных и близких ему людей: матери, отца, бабушки, дедушки, старших сестер, братьев. Среди многих родителей бытует глубоко неправильное мнение о том, что звуковая сторона речи ребенка развивается самостоятельно, без помощи взрослых, будто бы ребенок сам, постепенно, овладевает правильным произношением. Невмешательство в процесс формирования детской речи почти всегда влечет за собой отставание в развитии. Речевые недостатки, закрепившись в детстве, с большим трудом преодолеваются в последующие годы. Разумная семья всегда старается воздействовать на формирование речи ребенка, начиная с самых ранних лет жизни.

Оказать реальную помощь по развитию речи в РАННЕМ возрасте и стимуляции речевой активности, помогут специальные приемы:

-  РАЗГОВОР С САМИМ СОБОЙ. Когда ребенок находится недалеко от вас, начните говорить вслух о том, что видите, слышите, чувствуете. Говорить нужно медленно, четко, короткими простыми предложениями. Например: «Я сейчас возьму чашку. Чашка на столе. В чашке молоко. Таня пьет молоко».

- ПРОВОКАЦИЯ, или искусственное непонимание ребенка. Этот прием состоит в том, что взрослый не спешит проявить свою понятливость и временно становится «глухим», «глупым». Например: вы хорошо понимаете, какую игрушку дать ребенку, но даете совсем не ту. Конечно же, первой реакцией ребенка будет возмущение вашей непонятливостью, но это же будет и моментом, стимулирующим малыша назвать, нужный ему предмет. При возникновении затруднения, подскажите ему: «Я не понимаю, что ты хочешь: куклу, мишку или машинку?». В подобных ситуациях ребенок активизирует свои речевые возможности, чувствуя себе намного сообразительнее взрослого. Этот прием эффективен не только для называния предметов, но и словесного обозначения действий, производимых с ними.

- РАСПРОСТРАНЕНИЕ. Продолжайте и дополняйте все сказанное малышом. Если сможет, ребенок повторит за вами, если нет, то достаточно и того, что он вас слушает. Например:

Ребенок: «Суп».

Взрослый: «Это овощной суп. Очень вкусный. Суп кушают ложкой».

- ПРИГОВОРЫ. Использование игровых потешек, песенок, стихов, приговоров в совместной деятельности с ребенком. Сопровождение действий малыша словами, способствует непроизвольному обучению, умению вслушиваться в звуки речи, улавливать ее ритм, отдельные звукосочетания, и постепенно проникать в их смысл. Затем дети постепенно, подражая взрослым, начинают играть словами, звуками, словосочетаниями.

Например: «Водичка, водичка! Умой Маше личико!...»

Делаем зарядку: «Хома, хома, хомячок!»… И т.д.

 Немаловажное значение фольклорных произведений состоит в том, что они удовлетворяют потребности ребенка в эмоциональном и тактильном контакте со взрослым. Большинство детей по своей природе – кинестетики: они любят, когда их гладят, прижимают к себе, держат за руки. Устное народное творчество как раз и способствует насыщению потребности ребенка в ласке, в физическом контакте.

- ВЫБОР. Предоставляйте ребенку возможность выбора. Осуществление возможности выбора, порождает у ребенка ощущение собственной значимости. Например: «Тебе налить молока или сока?», «Тебе дать целое яблоко или половинку?», «Ты хочешь играть с куклой или медвежонком?».

- ПРОДУКТИВНЫЕ ВИДЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ. Это рисование, лепка, аппликация, конструирование. Развивают не только лингвистические способности, но и сенсорные, формируют мыслительную деятельность ребенка. Старайтесь любой рисунок малыша превратить в интересную историю, сказку.

Родители должны помнить, что очень важно, чтобы взрослые в разговоре с малышом следили за СВОИМ произношением, говорили с ним не торопясь, четко проговаривая звуки и слова спокойным, доброжелательным тоном. Неряшливая, торопливая речь взрослых обязательно отрицательно скажется на речи ребенка, он может, также невнимательно, относится к своим высказываниям, не заботясь о том, как его речь воспринимается слушателями. Если взрослые не следят за своей речью, то до уха ребенка многие слова долетают искаженно («смори» - смотри; «не бежи» - не беги; «ваще» - вообще).

Если дома постоянно говорят громко, торопливо, раздраженным тоном, то и речь ребенка будет такой же.

Недостатки произношения могут быть результатом нарушений в строении артикуляционного аппарата: неправильным прикусом, отклонениями в развитии зубов, короткой подъязычной связкой, и т.д. Поэтому так важно своевременно обращаться к стоматологу и другим специалистам, что бы вовремя устранить эти недостатки.

Чтобы научиться четко и правильно произносить звуки, слова, ребенок должен, прежде всего, услышать их. Слуху принадлежит важная роль в овладении речью, в правильном и своевременном усвоении звуков. Даже незначительное снижение слуха ведет к неправильному восприятию речи и как следствие к неправильному произношению. Важно оберегать слух ребенка от постоянных сильных звуковых воздействий, включенных на полную громкость магнитол и телевизора. При заболевании органов слуха необходимо своевременное квалифицированное лечение.

 Нередко причиной неправильного произношения звуков является подражание ребенком дефектной речи взрослых, старших братьев и сестер, товарищей, с которыми малыш часто общается.

 Важно помнить два «ЗОЛОТЫХ НЕЛЬЗЯ».

- Нельзя искажать слова, подражать детскому произношению и «сюсюкать».

- Нельзя допускать, чтобы ребенок обозначал окружающие предметы звукоподражаниями. Например, «бибика», «мумука», «ав-ав», «ам-ам». «ко-ко».

 Если ребенок неправильно произносит какие-либо звуки, слова, не следует передразнивать его, смеяться или наоборот, хвалить его за такие «успехи». В то же время нельзя требовать правильного произношения звуков в тот период жизни малыша, когда эти звуки ребенок не может произнести в связи с физиологическими особенностями развития детской речи. Т.е. нельзя требовать от ребенка в три года четкого произношения звуков: «Ш», «Ж», «Ч», «Щ», «Л», «РЬ», «Р».

Несколько простых советов:

- Меньше протертой пищи, побольше - твердой. Пусть жуют: свежие яблоки, морковку, капусту, сухари и баранки. Это хорошо развивает речевой аппарат.

- Поиграйте с язычком. (- Язычок живет в домике. Открой рот (упр «Окошко») и покажи язычок. Сделай: «Заборчик». «Трубочку», «Качели», «Лошадку», «Часики» и т.д.). Можно намазать верхнюю губу капелькой меда или варенья: - Слижи варенье с губы! И т.д.

- Развиваем речевое дыхание. Используем такие игры:

«Сдуй ватку с ладошки», «Погреем руки», «Снежинка», «Самолетик», подуть на бумажную лодочку в тазике с водой. И т.д. Главное следить, чтобы при этом у ребенка не раздувались щеки, а губы вытягивались трубочкой.

Необходимо помнить, что овладение ребенком речью, находится в тесной взаимосвязи с его умственным и психическим развитием. Расширяя круг представлений ребенка об окружающих предметах и явлениях, знакомя его с художественными произведениями, беседуя с ним на различные бытовые темы, близкие и доступные для понимания, вы будете не только расширять

кругозор ребенка, но и способствовать быстрейшему овладению им правильной речью.

Побольше читайте ребенку: рассказы, сказки по возрасту. И обязательно потом ребенок должен ответить на вопросы по прочитанному тексту, пересказать небольшой отрывок. Заучивайте стихотворения, загадки, скороговорки.

 И самое неприятное: уберите планшеты и компьютеры! Телевизор – как можно меньше! Это, конечно, очень удобно, но кроме вреда, ничего не приносит! Это уже истина, которую нам , ох как не хочется признавать!

Опытный педагог, присмотревшись к вновь поступившим детям, очень быстро составит мнение о том, что дала ребенку его семья (общее развитие, интеллект, развитие речи).

 Например, проводя в начале года логопедическое обследование, сравниваешь двух малышей.

 Один из них очень разумно и ясно ответит на вопросы, расскажет сказку, споет песенку, осмысленно, выразительно прочтет стихотворение (он их знает много: мама ему и пела, и рассказывала, и читала).

 И второй. Обратитесь к нему с теми же вопросами, и ваши попытки кончатся ничем. Это не значит, что второй малыш глупее, или менее любознателен. Нет. У него понятливые глазки, он адекватно реагирует на происходящее вокруг. Разница в том, что первому очень много внимания и заботы уделяли в семье.

 Если бы все родители понимали это, они, наверняка, находили бы больше времени для занятий со своими детьми!