Росинка МБДОУ "Центр развития ребенка - детский сад №90" г. Муром
A
A
A
Слабовидящим
Слабовидящим
Обычный вид

Полезные советы для молодых мам

Вы здесь

По мнению специалистов, современные дети говорят все хуже и хуже. Беда сегодняшних малышей - общая слабость речевого аппарата, его вялость.
                                                                            Этому есть несколько причин:
        Первая - большая часть сегодняшних мам рано заканчивает кормить детей грудью, либо не кормит ею малышей вовсе. При сосании активно работает кончик языка - самый главный участник речевого процесса.
Поскольку все последние десятилетия нарастала тенденция как можно раньше приучать детей к чашке и ложке, то малыш не только грудь, но и бутылочку не успевал пососать как следует. Сосание - слишком важный для ребенка процесс, его недостаток может иметь самые разные негативные последствия - и эмоциональные, и логопедические.
 Однако, следует обратить особое внимание на то, что во всем должна быть мера, длительное сосание соски приводит к ослаблению мышц кончика языка и может спровоцировать явление межзубного произношения звуков, что неприемлемо для русской фонетической системы.
 Следующая по важности причина - изменение характера питания детей старше года. Наши дети сегодня питаются не так, как 100 или даже 20 лет назад. Растворимые каши, йогурты, бананы, овощные и фруктовые пюре, свежий белый хлеб и сдобное печенье - эта пища неестественна во всех отношениях. Я не диетолог, а логопед, и меня волнует лишь один аспект этих продуктов питания: дети не жуют и не грызут. Они не тренируют мышцы. Это и взрослых касается тоже, но для детей особенно важно. Стоматологи говорят о том же: детским челюстям не хватает нагрузки. Малыши перестали грызть морковку, кочерыжки, сухари. 
        Третья причина - аномалии в строении речевого аппарата, в том числе генетически обусловленные. У ортодонтов сегодня много работы: процент детей с такого рода дефектами, к сожалению, увеличивается.
  Скажи «рыба»...
  Скажем, такая особенность строения, как высокое небо, отражается на произношении звуков [Р] и [Л]. Короткая уздечка затрудняет произношение шипящих и соноров. Кстати, часто ортодонты рекомендуют подрезание уздечки без логопедических показаний. Я бы посоведовала родителям, прежде чем идти на операцию, показать малыша логопеду. Если кончик языка ребенка при открытом ротике достает до верхней губы - ничего резать не нужно, здесь помогут упражнения.
  Есть и другие анатомические особенности, затрудняющие произношение тех или иных звуков: толстый и длинный язык, неправильный рост зубов, слабая нижняя челюсть. В каждом случае должен быть свой подход.
Бывают проблемы совершенно другого рода: анатомически все в порядке, но ребенок плохо различает звуки и, естественно, плохо их воспроизводит. Этот дефект  называется недоразвитие фонематических функций.  Со слухом как таковым, то есть способностью слышать, он ничего общего не имеет.
 Со слухом музыкальным тоже. В этом случае потребуется коррекционная работа логопеда.
 
     Профилактика - лучшая тактика
 
    К шести годам ребенок должен произносить правильно все звуки. Большинство детей - 60-70% - приходят к этому сами. Остальным необходима помощь. Глядя на ребенка младшего возраста, вы не можете сказать, попадает ли он в эти 60-70%. Ваша задача - создать для него все условия, чтобы он был среди них, а именно: по возможности кормить до года грудью, купить всевозможные игрушки, которые можно грызть, давать только твердые пустышки, обеспечить здоровое питание в соответствии с возрастом. И еще - играть. Играть много и с пользой для развития речи.