Росинка МБДОУ "Центр развития ребенка - детский сад №90" г. Муром
A
A
A
Слабовидящим
Слабовидящим
Обычный вид

О правильном дыхании

Вы здесь

Дышать надо через нос. Казалось бы, нет правила проще этого. Но при обследовании слабо успевающих учеников выявляется, что более чем у половины детей нарушено носовое дыхание (аденоиды, хронический ринит, вазомоторный ринит, гипертрофия нёбных миндалин II-III степеней). Установлена связь между способом дыхания и успехами в обучении. От того, правильно дышит ребенок или нет, зависит его физическое и интеллектуальное развитие.

На дефекты дыхания, к сожалению, родители не всегда обращают должного внимания. Отчасти это понятно: они не очень заметны в общем состоянии ребенка. Но даже незначительная "неисправность" носового дыхания вредно отражается на всем организме. Ведь в минуту ребенок делает более 20 вдохов и выдохов! И весь этот воздух должен пройти без каких-либо препятствий через "входные ворота" - нос. Здесь он очищается, согревается, увлажняется и становится таким, какой нужен организму.

Почему вредно дышать через рот? Во-первых, воздуха в легкие попадает значительно меньше, работать будут лишь их верхние отделы, значит, организм получит меньше кислорода. Во-вторых, изменяется голос, нарушается речь, ребенок начинает гнусавить, говорить монотонно. Кроме того, ему становится труднее прожевывать пищу. Обоняние притупляется из-за "плохого носа", пропадает аппетит. Неправильное дыхание сказывается и на зубах: они постепенно искривляются, может развиться кариес. И это не все. Застаивается жидкость, омывающая мозг, и в ней накапливаются вредные для нервной системы вещества. Поэтому дети, которые дышат ртом, раздражительны, плаксивы, рассеянны и вялы.

Вот простейшее упражнение - закрывание рта "на замок": рот зажимают пальцами либо закрывают ладонью и просят ребенка дышать только носом. Постепенно рот закрывают на все более продолжительное время. Через несколько дней упражнение усложняют: проделывают его во время ходьбы.

Для укрепления мышц носа, рта, глотки полезно больше читать вслух. Говорить нужно четко, понятно. Ребенок может контролировать себя сам, громко произнося согласные звуки [б], [в], [ж], [м], [п], [т], [ф], [ш], следя за дыханием при выполнении данного упражнения. Очень полезно следующее упражнение: 5-6 раз вдыхать и медленно выдыхать воздух, закрыв рот.

                       Предлагаем несколько комплексов упражнений при нарушении носового дыхания.

Комплекс 1. Во время занятия дышать только через нос.

  1. Встать, рот закрыть. Одну половину носа плотно зажать пальцем, дыхание производить поочередно (4-5 раз) через каждую половину носа.
  2. Встать, поставить ноги на ширине плеч. Руки медленно поднять вперед и вверх ладонями внутрь - вдох, опустить руки вниз - выдох (до 5 раз).
  3. Встать, вдыхать через одну половину носа, выдыхать через другую (5-6 раз через каждую половину носа).
  4. Встать, ноги поставить вместе, нос зажать пальцами. Не спеша, громко считать до 10, закрыть рот, сделать глубокий вдох и полный выдох (5-6 раз).
  5. Закрыть рот, вдохнуть. На удлиненном выдохе медленно произносить звук [м] (до 8 раз).
  6. Встать, подняться на носках - вдох, присесть - полный выдох.
  7. Встать, поднять руки вверх и отставить одну ногу назад - вдох, вернуться в исходное положение - полный выдох.
  8. Ходить в течение 2-3 мин. Постепенно удлинять фазу выдоха (на счет раз-два - вдох, на три-четыре-пять-шесть - выдох; на счет раз-два - вдох, на пять-шесть-семь - выдох, выполнять 2-3 мин).

Комплекс 2. Во время занятия дышать только через нос.

  1. Стоя, глубоко вдыхать носом (ноздри раздуты и напряжены), живот выпятить, выдыхать медленно через рот, живот втянуть.
  2. Стоя, глубоко вдыхать носом (ноздри раздуть и напрячь), живот выпятить. Задержать дыхание. Затем наклониться вперед, руки опустить - выдох.
  3. Сидя, глубоко вдыхать носом (ноздри раздуть и напрячь), выдох через нос.
  4. Раскрыть рот, напряженный кончик языка поставить на альвеолы, затем медленно кончиком языка проводить по нёбу в направлении маленького язычка ("маляр").
  5. Раскрыть рот, оттянуть язык назад к гортани, кончиком языка скользить к нижним зубам, затем поднять на альвеолы, скользить по нёбу к маленькому язычку ("кулачок" - "подметание" - "маляр").
  6. Раскрыть рот, как можно ниже высунуть язык, затем загнуть язык, как бы стараясь коснуться его кончиком маленького язычка.
  7. Раскрыть рот, как можно ниже высунуть язык, затем втянуть язык в ротовую полость, закрыв им горло.
  8. Осторожно выдвигать вперед нижнюю челюсть (губы напряжены, верхняя губа приподнята).
  9. Двигать нижней челюстью вправо-влево.
  10. Вытянуть губы как можно дальше ("трубочка").
  11. Оскалиться, губы и мышцы шеи напрячь, показать зубы ("улыбка").
  12. Надуть обе щеки, плотно сомкнув губы. Размыкать щеки с причмокиванием.
  13. Надуть щеки поочередно: левую и правую.
  14. Надуть верхнюю губу.

Комплекс 3. Во время занятия дышать только через нос.

  1. Широко раскрыть рот - зевание. Затем "глотнуть", т.е. сомкнуть верхнее нёбо с задней частью языка.
  2. Широко раскрыть рот, глубоко вздохнуть, закрыть рот, проглотить.
  3. Широко раскрыть рот.
  4. Рот закрыть. Язык оттянуть назад к гортани, кончиком языка скользить к нижним зубам, затем поднять его на альвеолы, скользить по нёбу к маленькому язычку ("кулачок" - "подметание" - "маляр").
  5. Кончик языка поставить за передние зубы, упираясь в них, выгнуть переднюю часть языка.
  6. Раскрыть рот, загнуть кончик языка за альвеолы (не касаясь верхних зубов).
  7. Смыкать и размыкать челюсти (руками контролировать движение челюстей у их "основания").
  8. Губы вытянуть вперед, как можно дальше ("трубочка").
  9. Губы и мышцы шеи напрячь, показать зубы ("улыбка"), чередовать.
  10. Выполнять "кривую улыбку" вправо-влево.
  11. Втягивать щеки.
  12. Надувать и втягивать щеки, не открывая рта.
  13. Как можно шире открывать рот.