Росинка МБДОУ "Центр развития ребенка - детский сад №90" г. Муром
A
A
A
Слабовидящим
Слабовидящим
Обычный вид

О пользе пальчиковой гимнастики

Вы здесь


Сегодня я хочу Вам рассказать о пользе пальчиковой гимнастики с детьми. Многие из нас слышали о пользе пальчиковой гимнастики для малышей. Чем же она полезна и как ей заниматься с детьми? Связь пальцевой моторики и речевой функции была подтверждена исследователями Института физиологии детей и подростков. Они установили, что у значительного большинства детей с общим недоразвитием речи пальчики малоподвижны, движения их отличаются неточностью и несогласованностью: Например, многие 5-ти летние дети держат ложку в кулаке, либо с трудом правильно берут кисточку и карандаш, иногда не могут застегнуть пуговицы, зашнуровать ботинки и т.п.
Пальчиковая гимнастика развивает ловкость, подвижность, творческие способности, внимание и скорость реакции, а веселые стишки помогают снять нервное напряжение. Малыши, которые регулярно занимаются пальчиковой гимнастикой, быстрее учатся писать, лучше говорят, обладают хорошей памятью, развивают координацию движений, скорее успокаиваются после стресса.Пальчиковую гимнастику можно использовать как физкультминутку, дающую отдых после или во время интеллектуальных игр и занятий.
Пальчиковые игры можно условно разбить на две возрастные группы: от 1 года до 4 лет и от 4 до 7 лет. Игры в этих двух возрастных группах будут отличаться сложностью и содержанием самих текстов пальчиковой гимнастики.
В возрасте от 1 года до 4-х лет с помощью пальчиковой гимнастики решаются определённые цели и задачи:
• малыши учатся подражать движениям взрослых (развитие в этом возрасте идёт через подражание!)
• формируется умение понимать речь и выполнять определённые простые движения по требованию
• происходит развитие памяти, воображения и внимания (идёт развитие устойчивости внимания!)
• развиваются согласованные движения обеих рук
• происходит развитие тонкой моторики пальцев

Особенности проведения пальчиковой гимнастики в возрасте детей от 4 до 7 лет.

Здесь пальчиковая гимнастика решает следующие задачи:
• развитие речи
• развитие памяти, воображения, свойств внимания
• укрепление мышц пальцев рук
• развитие скорости движения пальцев
• развитие тонкой моторики пальцев
• развитие точных и дифференцированных движений кистей и пальцев рук
Кроме того, пальчиковая гимнастика позволяет решить и другие педагогические задачи: специально подобранные тексты способствуют запоминанию названия пальцев руки и дней недели, порядка расположения чисел при количественном и порядковом счёте, формируют понятия «право-лево», «выше-ниже» и т.д.Предлагаю Вам примеры следующих стишков для игры с ребенком. В скобках даны пояснения движений, которые надо выполнять во время чтения стишка.

УТОЧКА
Уточка, уточка,
По реке плывет.
Плавает, ныряет, (плавные движения кистями рук справа налево)
Лапками гребет. (имитация движения лапок утки в воде)

БЕЛОЧКА
Сидит белочка в тележке,
Подает она орешки: (сжать пальчики в кулачок)
Лисичке-сестричке, (разогнуть большой палец)
Воробью, синичке, (разогнуть указательный и средний пальцы)
Мишке толстокожему, (разогнуть безымянный палец)
Заиньке усатому. (разогнуть мизинец)

ЩЕНОК
На двери висел замок, (сжать руку в кулачок)
Взаперти сидел щенок. (разжать указательный палец)
Хвостиком вилял, (двигать указательным пальцем со стороны в сторону)
Хозяев поджидал.

ПАУЧОК
Паучок ходил по ветке, (скрестить руки, пальцами одной руки пробежать по предплечью)
А за ним ходили детки. (пальцами второй руки также пробежать по предплечью)
Дождик с неба вдруг полил, (кисти свободно опустить, имитируя дождик)
Паучков на землю смыл. (хлопнуть ладонями по коленям или столу)
Солнце стало пригревать, (прижать ладони боковыми сторонами и растопырить пальцы)
Паучок ползет опять, (начинайте действия сначала)
А за ним ползут все детки,
Чтобы погулять на ветке. (пальцами пробегают по голове)