Логопед советует
Вы здесь
Неправильное произношение приносит много огорчений и дошкольникам, и детям школьного возраста. Взрослые, а особенно сверстники, не понимают, что говорит ребёнок, возникают трудности общения. Более того, недостатки устной речи отрицательно сказываются и на письме, так как чёткое произношение звуков является основой при обучении письму на начальном этапе.
Взрослые часто проявляют две полярные точки зрения в отношении неправильного звукопроизношения детей, хотя обе они неправильные. Одни родители длительное время закрывают глаза на существующую проблему, так как не всегда улавливают на слух дефекты речи, или полагают, что с возрастом всё пройдёт. Другие, напротив, уже в 2-3 года трбуют от ребёнка правильного произнесения даже самых сложных звуков, поправляя его и делая замечания. Такие завышенные требования родителей могут вызывать негативную реакцию со стороны малыша и даже послужить толчком для появления заикания. Следует знать, что согласно «законам природы» некоторые звуки ребёнок в 2-3 года имеет право произносить неправильно!
Это важно знать!
1.Сначала ребёнок осваивает произношение простых звуков (гласных и простых согласных, типа [п], [б], [м], [н], [т], [д]…).
2.По мере развития речевого слуха и укрепления артикуляционного аппарата (особенно мышц губ и языка) ему становятся доступны все остальные звуки.
3.Позже появляются и тяжелее всего ребёнку даются свистящие ([с], [сь], [з], [зь], [ц]),шипящие ([ш], [ж], [ч], [щ]) и сонорные звуки ([р], [рь], [л], [ль]). В норме усвоение всех звуков русского языка заканчивается к 4-5 годам.
Основные виды речевых нарушений:
1.Отсутствие звука. Например, вместо рука малыш говорит ука или вместо лук – ук;
2.Замена звука. Например, ребёнок может заменять [ц] на [ть] (типлёнок); [ш] на [с]; [р]на [л]; [с] на [сь]; [ль] на [й] и т.д.;
3.Искажение звука, проявляющееся например:
—в межзубном произнесении некоторых звуков (кончик языка просовывается между зубами);
—в боковом произнесении звуков (слышится неприятный «хлопающий» звук);
—в горловом произнесении звука [р] (он получается при вибрации нёбной занавески, а не кончика языка).
Нарушения звукопроизношения первого и второго вида (отсутствие звука и его замена) у детей до 3-4 лет можно рассматривать как проходящее с возрастом (при нормальном умственном развитии ребёнка и полноценном слухе) физиологическое косноязычие. Но если эти нарушения отмечаются у детей старше 5 лет, необходимо срочно обратиться за консультацией к логопеду и начать занятия под его руководством.
Нарушения произношения третьего вида (искажение звуков) самостоятельно не проходят даже с возрастом. В этом случае необходимо как можно раньше обратиться к логопеду за консультацией. Ведь уже с 3—4-летнего возраста дети могут выполнять упражнения для губ и языка.
Основные причины, вызывающие нарушения звукопроизношения и мешающие детям самостоятельно освоить произнесение звуков родного языка (при наличии нормального физического слуха и интеллекта):
—плохое различение звуков на слух, т.е. у ребёнка не развит фонематический (речевой)слух;
—недостаточное развитие мышц губ и языка, необходимое для правильного произнесения сложных звуков;
—дефекты в строении речевых органов (неправильный прикус, высокое («готическое») нёбо, укороченная уздечка языка и т. д.);
—отсутствие правильного образца для подражания (неправильная речь окружающих,«сюсюканье» и т. д.).
В логопедической практике существует строгая последовательность в работе по исправлению звукопроизношения, которая проводится в три этапа.
1.Подготовительный этап,на котором мышцы губ и языка с помощью артикуляционной гимнастики подготавливаются к произнесению сложных звуков. А также проводится работа по развитию фонематического слуха и выработке навыка формирования направленной воздушной струи для произнесения многих звуков.
2.Постановка звука и его первичное закрепление.На этом этапе логопед с помощью специальных приёмов и приспособлений осуществляет постановку звука.
3.Автоматизация (закрепление) звука.Поставленный звук необходимо закрепить путём многократных повторений сначала в слогах, в словах, а затем во фразах, стихах и связной речи.
Только после этого от ребёнка можно ожидать правильного употребления звуков в речи, без напоминаний взрослого.
Материал взят из книги Косинова Е.М."Азбука правильного произношения"